[ новости ] [ фотогалерея ] [ биографии ] [ видео ] [ материалы ] [ Театр ] [ ссылки ] [ контакты ] [ гостевая книга ]



С е з о н    83/84


Подготовка к олимпийскому сезону началась сразу после окончания чемпионата мира.

Наташа:

- Мы поехали с показательными выступлениями по Европе. Во Франции нас догнала Татьяна Анатольевна. И, как бы продолжая давний разговор, объявила: «Вобщем, я так думаю, ребятки: если мы будем умно и правильно тренироваться, то сможем докататься до следующих Олимпийских игр в Канаде, и уж там-то победим!»
Почему она уже тогда решила заговорить о Калгари? Наверное, потому, что в глубине души каждый из нас троих понимал: на олимпийском льду Сараево первое место нам не отдадут. Даже если (объективно) мы прокатаем свою программу лучше, нежели Торвилл с Дином. Увы, мы опоздали «заявиться» Словом, в канун Олимпиады мы оказались «вечно вторыми». И нас все чаще преследовал вопрос: что же дальше? Вслух старались его не обсуждать, но про себя каждый об этом часто думал. Ведь мы уже считались ветеранами: мне исполнилось 23 года, Андрею и вовсе 26… Поэтому когда во Франции Татьяна Анатольевна упомянула о подготовке к следующим Играм, у меня по всему телу пробежал какой-то радостный щемящий холодок: тренер в нас верит! Мы еще чего-то стоим! Андрей тоже, чувствовалось, встрепенулся. Азарт опять проснулся, появились силы…
Теперь мы снова видели перед собой цель, а это, согласитесь, очень важно знать, что тебя ожидает впереди. Одно дело чувствовать себя обреченным, и совсем другое – сознавать, что еще будет возможность отыграться. Короче решили: надо показать в Сараево все, на что способны, что умеем чтобы запомниться - на будущее – в наилучшем свете. А баллы оставим судьям.

Тарасова:

- Пока Наташа и Андрей после чемпионата мира в Хельсинки ездили в турне по европейским странам, я мучительно думала, какой сделать их олимпийскую программу, как представить их в таком важном году выросших значительно в мастерстве, выросших в понимании танца, имеющих свое лицо, свой стиль.
Хотелось создать что-то более значительное, чем то, что делалось в прежние годы. И не только потому, что предстоял олимпийский сезон, но и чтобы они могли показать себя и как лидеры советской танцевальной школы.
Я приехала к ребятам к концу турне во Францию. Приехала, привезла новую музыку. Музыка испанская, Несколько отдельных миниатюр, каждая из которых представляла собой колоритнейшую испанскую новеллу. Нам давно хотелось сделать испанскую программу. Долго слушали музыку. Что-то нравилось, что-то нет. Мы находили в ней замечательные моменты, постепенно компановалось нечто цельное. Но когда приехали в Москву, я решила все же поменять испанские мелодии на русские: потому что Олимпиада, потому что мы русские и никто лучше русских не может показать наш танец с нашей музыкой, показать его характер, как это могут Бестемьянова и Букин. Но хотелось сделать танец непохожим на все, что было прежде. Миша Белоусов отбирал мне музыку, и я ее слушала даже не часами, измеряли ее километрами пленки.
В это время состоялась премьера новой программы у Игоря Борисовича Моисеева. И он пригласил меня с мужем посмотреть его новую работу «Ночь на лысой горе». Это была еще не премьера, а первый черновой просмотр в репетиционном зале, но ничто не производило на меня такого впечатления, как этот прогон. Он меня и утвердил в мысли о создании русского танца. Нет, я не собиралась ставить его так же, как Моисеев, хотелось тоже находить новые движения, передать динамику русского танца, его красоту. Основное направление будущего произвольного танца Бестемьяновой и Букина определил именно этот просмотр. Наташа и Андрей должны показать на льду веселье, задор, лихость русского характера, передать дух русской ярмарки.

Летом 1983 года и Наташа, и Андрей пережили важные семейные события: 8 июня Наталья Бестемьянова вышла замуж за Игоря Бобрина. Невеста была в платье, сшитом по эскизам Вячеслава Зайцева, а свидетелями на свадьбе стали Татьяна Тарасова и Андрей Букин. После 10-дневного «медового месяца» Наташа уехала на очередной сбор, а 27 августа жена Андрея Букина Ольга родила ему сына, которого родители назвали Андреем. Но, несмотря на все это, подготовка к Олимпийским играм шла полным ходом.

Тарасова:

- Мы начали ставить программу в Одессе, собирать материал, то есть искать позиции, элементы, связки для каждой из частей, но пока не компануя их вместе. Мы – это Ирина Чубарец и Станислав Шкляр – хореографы, которые работают со мной, мастера бальных танцев, Светлана Львовна Алексеева и я. Совершенно забыв о времени, работали и работали. Ира и Станислав пробовали что-то в зале, потом показывали мне, а я переносила их задумки на лед. В зал я специально не ходила, чтобы своим присутствием не давить на хореографов. Наташа и Андрей любое их предложение старались развить, изобретала движения и я, и за четыре дня мы полностью собрали материал для произвольного танца. И при этом сами пребывали от него в полном восторге. Во второй части танца есть такая проходочка в мелодии, Ира и Станислав твердили, что она должна быть в движении проста и гениальна. Потом взяли и прошли сами. Это было действительно просто и гениально. А когда то же самое на льду воспроизвели Бестемьянова и Букин, мне стало ясно: произвольный танец нам удался.
Одна мысль не покидала: только бы вот так продержаться до конца, когда каждый шаг – находка. « Вы только темп вытяните», - просила я ребят, а темп дикий, программа очень сложная, нет ни одного такта из тех, что ребята танцевали раньше. Все совершенно новое: поддержки, шаги. Я больше всего боялась повторов, потому что устала смотреть программы, состоящие из одних и тех же элементов, как будто постоянно катают одну и ту же программу, только музыка меняется.
Ребята выходили с этой программой за зиму раз пятьдесят, не меньше, на различных показах, просмотрах, соревнованиях, но я смотреть на нее не устала.
Первый показ состоялся а Одессе. В это время там проходили гастроли «Современника», и я пригласила на тренировку Галину Борисовну Волчек. Катали ребята программу удачно, хотя со времени начала работы над танцем прошла всего неделя, и когда закончили, Галина Борисовна закричала «Таня, браво!»
Теперь мы еще больше утвердились в мысли, что произвольная программа нам удалась. Она потом отрабатывалась, вычищалась, сокращалась, но практически наш русский танец был создан за несколько дней.
Настоящая премьера проходила в Томске. Программа была еще сырой, прошло три недели, как мы ее показывали в Одессе, но приняли ее очень хорошо. Ребята еще спотыкались, многие жесты выглядели незаконченными, однако каждый день то в жесте, то в шаге, то в повороте головы Наташа и Андрей демонстрировали что-то новое – танец давал возможности для импровизации. Сколько я провела тренировок, но двух одинаковых движений в этом танце так и не увидела. Может быть это и плохо, меня же это радует. Я не могу смотреть на одинаковые заученные жесты, улыбку, если они повторяются в одном и том же месте. Это замечательно, когда в зависимости от внутреннего состояния, тренированности фигуристов, танец преображается и преображается ими. Мне не хочется трогать его самой, показывать жесты, считаю более целесообразным объяснять, что бы я хотела здесь увидеть. И то, что Наташа и Андрей привносили с танец много своего, а это им, кстати, очень помогало, возможно было только благодаря их большому мастерству, их высочайшему знанию всех законов спорта и фигурного катания.
Такова история рождения программы олимпийского года.
Над оригинальным танцем в ритме пасодобля спортсмены тоже работали с удовольствием, ведь как они сами не раз признавались: « Мы влюблены в испанские мотивы, они созвучны нашим темпераментам»
Соревновательный сезон начался для Бестемьяновой и Букина в октябре на турнире Приз профсоюзов СССР, где они без труда победили и заслужили лестные отклики и своих новых программах.

«Советский спорт»:

Легкость и свободу владения самыми трудными техническими элементами демонстрируют лидеры среди наших танцевальных дуэтов – чемпионы Европы Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Если бы существовал специальный приз за оригинальность, то он достался бы этой паре за исполнение пасодобля. В танце много находок, оригинальных жестов, красивых комбинаций на широких дугах. Оценки судей от 5,6 до 5,9 балла. Но все-таки настоящей премьерой сезона стал ноябрьский турнир «Московские новости».С первого же обязательного танца Наташа и Андрей захватили лидерство.

«Советский спорт»:

«Еще далек от кульминации танцевальных турнир на льду Лужников, Пасодобль но уже сейчас можно сказать, что во всех обязательных танцах у наших лидеров Бестемьяновой и Букина проявилось ценнейшее качество – они составляют единое целое во всех сериях шагов и позициях. Отсюда и оценки: за килиан, к примеру, 5,7-5.8
За пасодобль они получили девять оценок - 5,8 и три - 5,9. Они решили свой танец в драматическом ключе, было много споров по поводу финала, где партнерша падала на лед, как бы сраженная тореодором. Новая концовка оставляет сильное впечатление, она символизирует новый уровень всех наших танцев, которые все чаще становятся сюжетными.
Наверное, самыми внимательными зрителями на трибунах были мастера бальных танцев Ирина Чубарец и Станислав Шкляр, хореографы группы Тарасовой. Вот их рассказ о совместной работе с Наташей и Андреем.

Ирина:

Мои наблюдения за тренировками Наташи и Андрея убедили меня, что ценнейшее их качество, о котором далеко не все знают – стремление докопаться до истины в каждом конкретном случае. Их не устраивают приблизительные, или средние варианты. Они максималисты, и поэтому занимаются и в зале, и на льду с огромной отдачей, ищут и находят все новые и новые интонации в каждом своем танце. В техническом плане меня поражает их работа над таким качеством как гибкость. И не случайно в пасодобле и в произвольной программе так много позиций, обводок, где движения струятся, исчезает полностью ощущение статичности корпуса. А этого нелегко добиться в танцах!

Станислав:

- Меня в особой мере интересует мужская партия в спортивном танце. Букин – партнер очень тактичный, он не стремится выделить свое «я», делает максимум для того, чтобы Наташа могла раскрыть свой талант и темперамент свободно, мощно. Отсюда, на мой взгляд, появляется ощущение стабильности на 200% даже в самых головокружительных и рискованных моментах танца.
Мы были очень рады помочь Бестемьяновой и Букину в создании оригинальных танцев в ритме рок-н-ролла и пасодобля. Ведь и в нашей программе танцев на паркете есть немало общего с тем, что исполняют фигуристы.

Ирина:

- Не могу не сказать и о личном обаянии Наташи и Андрея, их человеческие качества, как в зеркале, отражаются в танце. Доброта, искренность, эмоциональный порыв – это так привлекает в Бестемьяновой. А рядом с ней тактичный, выдержанный партнер.

Новый произвольный танец был тепло принят зрителями и принес им первое место с оценками:

                    ФРГ Польша Болг. ЧССР Англия Венгр. СССР

Техника:       5,8      5,9      5,8      5,7      5,8      5,8      5,8
Артистизм:   5,8      5,8      5.8      5,9      5,8      5,9      5,9

«Советский спорт»:

«Никто не сомневался в победе Бестемьяновой и Букина. Но не многие из зрителей могли предположить, что уже в ноябре они предложат на суд арбитров композицию на таком высоком артистическом уровне и с таким эмоциональным накалом.
«Ярмарка»… именно так называет замысел новой произвольной программы Наташи и Андрея их наставник Татьяна Анатольевна Тарасова. Ярмарка с игрушками, пестрым балаганом, звоном бубенцов, скоморохами. И все это фигуристам помогли раскрыть удивительно задорные русские народные песни, плясовые мелодии. «Это наш любимый танец», - так говорят сами исполнители. И это почувствовали все, кто видел ледовую композицию, где сочетались самые разные грани ледового почерка – и гротеск, и юмор, и лирика, и безудержная удаль. Фигуристы настолько хорошо владеют фольклорным материалом, что они не только танцуют, но и играют, изображая мир ярмарки, перевоплощаясь в ее персонажей»
К главному отборочному турниру в Олимпийскую команду – матчу сильнейших фигуристов страны в Ленинграде они подошли в хорошей спортивной форме.

«Советский спорт»:

« В оригинальном танце – пасодобле – уровень исполнительского мастерства был высок. Наталья Бестемьянова сказала, что именно в Ленинграде ей с Андреем Букиным удалось вдохнуть жизнь, тепло искренних чувств в исполнение пасодобля. Конек был предельно послушен чемпионам Европы, они-то хорошо знают, что в каждый танец, предлагаемый в новом сезоне, надо долго «вживаться». Нужно быть влюбленным в него, тогда мастерство сверкает всеми красками. Именно так и произошло с пасодоблем Бестемьяновой и Букина»

На трибуне сидел самый преданный болельщик – муж Наташи Игорь Бобрин, уже покинувший большой спорт и приехавший в свой родной город на этот турнир как зритель.

«Спортивная газета»:

«… А с ледового овала, цокая коньками в чехлах, возвращались танцоры Наталья Бестемьянова и Андрей Букин.
Со стула поднялся Игорь Бобрин и пошел навстречу Бестемьяновой. Летом они поженились. Видел, как Игорь, экс-чемпион Европы, а ныне солист ансамбля «Все звезды», наблюдал за выступлением молодой жены из ложи прессы. Зал шалел от восторга все 4 минуты, пока длился произвольный танец на русские мелодии. Бобрин остался невозмутимым. Он видел программу много раз и профессионально, без эмоций пытался обнаружить ошибки в ее ленинградском варианте. Напрасно. Рука с карандашом застыла в воздухе, но на бумаге так и не появилось ни одной пометки.
Когда же арбитры оценками:

Техника:      5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9
Артистизм:   5,9    6,0    6,0    6,0    6,0    6,0    6,0    6,0    6,0

подтвердили безупречность замысла и исполнения, Игорь, наконец, улыбнулся. За всю спортивную карьеру он не мог похвастаться ничем подобным»

«Советский спорт»:

« Вспоминается турнир в Таллинне два месяца назад, Там была премьера программы на плясовые русские мелодии. Казалось бы, и сейчас мы увидели те же задумки, линии, жесты, вращении, поддержки, но впечатления от ленинградского поистине вихревого танца еще более яркие и богатые. Замысел Тарасовой в том, чтобы от недели к неделе приблизить своих учеников к рубежу, за которым начинается чудо искусства – раскрытие поэзии русского танца. Бестемьянова и Букин заставили перенестись в живой и конкретный мир народной ярмарки, где есть место и юмору, и лирике, и тонкой иронии»

А впереди была встреча с главными конкурентами – английским дуэтом из города Ноттингема Джейн Торвилл и Кристофером Дином, чей новый произвольный танец «Болеро» на музыку Равеля будоражил всеобщее воображение с начала сезона.

Наташа:

- Приехали мы на предолимпийский чемпионат ЕвропыТорвилл и Дин в Будапешт. И там, на тренировке, в первый раз вблизи посмотрели «Болеро» Это совсем разные вещи: смотреть программу по телевизору, или вот так, от бортика катка. Отсюда все представляется крупнее, гораздо ярче, выразительнее. Не скрою, я была потрясена: столько чувства и какая легкость, виртуозность!
Джейн и Крис на прощание – они после Олимпиады уходили – создали подлинный шедевр, балет на льду в самом высоком смысле слова. Нас ободряли: ваша «Ярмарка» не хуже. Но впечатление от работы англичан оказалось настолько сильным, что я дрогнула время выступления.
Первый раздел состязаний - обязательные танцы.

«Советский спорт»:

« Торвилл и Дин акцентируют внимание на крутых дугах и даже при сложных перестроениях сохраняют слитную позицию: двое как один. Подобная эстетическая линия в целом близка и стилю наших лидеров Бестемьяновой и Букину. Кстати, двум лучшим дуэтам мира свойственен необычайно большой диапазон в использовании различных музыкальных тем, произведений разного стиля.
Пока картина складывается такая: у Торвилл и Дина уровень оценок от 5,7 до 5,9 , у Бестемьяновой и Букина 5,6-5,7»
Оригинальный танец не изменил соотношения сил.

«Советский спорт»:

« Свою темпераментную «корриду» провели танцевальные дуэты, исполнявшие оригинальный танец в ритме пасодобля. Было много находок у большинства дуэтов, но среди участников вновь, как и прежде, выделялись мастерством две пары – Торвилл - Дин и Бестемьянова - Букин.
У нашего дуэта были три оценки 5,9 – свидетельство их прекрасного актерского мастерства, их страстного порыва, который подчеркивался каждым тактом музыки. Наши танцоры удивительно точно попали в ритм мелодии.
Наташа и Андрей вновь завоевали «серебро», получив за произвольный танец оценки:

                    Швей. Англия Италия Фран. ФРГ Венгр. Польша ЧССР СССР

Техника:       5,7      5,7      5,9      5,9      5,8      5,9      5,9      5,8      5,9
Артистизм:   5,9      5,8      5,8      5,9      5,8      5,8      5,9      5,9      5,9

Александр Горшков:

- Я особо отметил бы выступление нашего серебряного дуэта Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. Они ровно и уверенно катались на всех этапах состязаний. И специалисты, и арбитры отмечают несомненный прогресс этой пары. Сильное впечатление произвела их программа, вызвавшая восторженную реакцию зрительного зала. Танец Наташи и Андрея, на мой взгляд, был ярким , эмоциональным, технически отточенным и более соответствовал рамкам существующих правил, нежели выступление их главных соперников.

Через месяц в югославском городе Сараево стартовали Олимпийские Игры. Танцоры состязались три дня: 11, 12 и 14 февраля.

Тарасова:

- Наташа и Андрюша боролись за первое место. Букин однажды так разволновался, что мне стало за него страшно. Торвилл и Дин сделали в обязательном танце мелкие ошибки, просто Крис нервничал, но ошибки заметные, судьи же ставят им 5,9 - 6,0. Букин, как ребенок, чуть не заплакал: « Что же это происходит, Татьяна Анатольевна, посмотрите?» ОН понимал, что судьи им оценку выше не поставят, но в душе оставался спортсменом и стоял за честную спортивную борьбу. Как тренеру, мне реакция Букина доставила удовольствие, мы с Наташей поплелись за ним, успокаивая и объясняя, почему нас за малейшую неточность наказывают. В день произвольной программы англичане, вдохновенно исполнив свое знаменитое «Болеро», и получив множество «шестерок» стали Олимпийскими чемпионами. А Бестемьянова и Букин серебряными призерами.

Торвилл-Дин, Бестемьянова-Букин, Климова-Пономаренко

«Советский спорт»:

«Бестемьянова и Букин с блеском показали озорной, лихой, а порой плавный, напевный русский танец. Катались они под беспрерывный аккомпанемент трибун, прихлопывающих в такт музыки. Это был действительно танец на льду, танец с большой буквы. И почти весь зал за исключением группы английских болельщиков, иронично засвистел, когда оценка английского судьи Д Куртней оказалась 5,6. Это именно тот случай, который техническим комитетом при анализе судейства квалифицируется термином «национальное пристрастие». А в остальном арбитры были корректны:

                    Венгр. СССР ФРГ Англия Япония ЧССР Италия Канада США

Техника:       5,8      5,8      5,8      5,6      5,8      5,8      5,8      5,8      5,9
Артистизм:   5,8      5,9      5,8      5,6      5,9      5,9      5,8      5,8      5,9

Тарасова:

Серебро Олимпиады завоевано ими в борьбе с выдающейся парой, которая раньше вышла в лидеры, и у которой шансов победить было больше. Но любая олимпийская награда – высочайшее достижение. Нет у спортсмена важнее в жизни соревнований, чем Олимпийские игры.
В начале марта Наташе и Андрею были присвоены звания заслуженный мастеров спорта, а чуть позже вышел указ о награждении Бестемьяновой Натальи Филимоновны и Букина Андрея Анатольевича орденами «Знак почета», а Тарасовой Татьяны Анатольевны орденом Дружбы народов.
Чемпионат мира, завершавший этот напряженный сезон, проходил в Оттаве. На льду «Сивик-центра» состоялась последняя дуэль двух выдающихся дуэтов Торвилл - Дин и Бестемьянова – Букин.
Соперничество получилось на редкость упорным. Стоило Наташе и Андрею допустить в пасодобле небольшой сбой, как вплотную к ним приблизились американцы Джудит Бламберг – Майкл Сейберт.
Состязания в произвольной программе начались с непредвиденного происшествия.

Геннадий Карпоносов:

- Перед произвольным танцем за кулисами «Сивик-центра» царила обычная предстартовая суета, Одни спортсмены заканчивали разминку, а те, кто выступал в первой группе, готовились выйти на лед. И вдруг прозвучало сообщение, что из-за неполадок в энергосистеме дворца соревнования откладываются. Задержка затянулась на 5 часов. Можно себе представить состояние фигуристов. Трудно припомнить подобный случай после того, как соревнования стали проводить в закрытых помещениях. Это было испытанием характера, и танцоры с честью его выдержали.
В группе сильнейших первыми по жребию выступали Бестемьянова и Букин. Они исполнили свой танец с присущим им темпераментом, продемонстрировав отличную технику и заняли 2-е место, с оценками:

                    Австр. СССР Венгр. Италия США Анг. Япония Канада Швейц.

Техника:       5,8      5,8      5,8      5,8      5,7      5,8      5,8      5,8      5,8
Артистизм:   5,8      5,9      5,8      5,9      5,8      5,8      5,8      5,8      5,7

Получив на прощание тринадцать «шестерок» финишировали 4-хкратными чемпионами мира Джейн Торвилл и Кристофер Дин. А потом была совместная пресс-конференция многолетних соперников.

Бестемьянова-БукинТорвилл-Дин

Крис:

-- Соперники в лице Бестемьяновой и Букина постоянно стимулировали наш поиск, заставляли готовиться с полной отдачей.

Наташа:

- Мы с Андреем рады тому, что на протяжении четырех лет соревновались с выдающимися мастерами Торвилл и Дином, многому учились у них. И мы постараемся сохранить такой же высокий уровень в танцах в будущем. Будем стремиться обновлять свой репертуар. У нас множество планов, и пока мы получаем удовольствие от катания и доставляем радость людям, будем соревноваться.
После окончания сезона Наталья и Андрей вместе с англичанами ездили в турне по Австралии.

Наташа:

- Там, в Австралии, мы сделались просто неразлучны. Австралийцы наперебой зазывали Олимпийских чемпионов то в гости, то на всякие приемы, и они всюду водили нас с собой – только Андрея и меня из всей большой команды. У нас нашлась масса тем для разговоров. Мы обсудили чуть ли не все былые выступления. И , знаете, на поверку оказалось, что Джейн и Крис тоже нас побаивались и ожидали встречи с нами с большим интересом и волнением. Но вот неуверенность в себе их, кажется, никогда не посещала.

Тарасова:

- Турнир в Сараево завершил олимпийский четырехлетний цикл. И будучи на нем одним из самых внимательных зрителей, я осталась разочарованной. Разочаровало то, что многие пары похожи одна на другую. Нет яркого замысла, нет своего стиля. Просто набор красивых движений, исполняемых четко в музыку. Для современного уровня фигурного катания этого мало. Еще 10 лет назад могло удовлетворить исполнение танцев в музыку и красиво, но сегодня все обладают хорошей поворотной техникой, все умеют правильно открывать руку. Дело даже не в новых элементах и трюках. Дело в новом направлении. Надо искать новые пути. Ведь в Сараево только у чемпионов, да и у Бестемьяновой с Букиным, был произвольный танец, поставленный, по сути, на единую музыкальную тему. Это одна из форм поиска необычного решения. Обидно, что только два дуэта в мире пытаются что-то сделать.



...............................................................................................................................................................................
д о м о й <<назад * вперед>>