[ новости ] [ фотогалерея ] [ биографии ] [ видео ] [ материалы ] [ Театр ] [ ссылки ] [ контакты ] [ гостевая книга ]



С е з о н    81/82


Подготовка к предстоящему сезону началась для группы Тарасовой не совсем обычно.
Тарасова:

- По приглашению французской федерации фигурного катания я с тремя своими танцевальными парами отправилась в Морзин, маленький городок сказочной красоты, стоящий в альпийском ущелье. Мы приехали в конце мая, я чувствовала себя хорошо, сезон закончился и мне нравилось находиться на льду. Тренировались с нами Натали Харвей и Пьер Бишу – они во Франции лидеры в танцах, и совсем молодая пара из самого Морзина.
Мы подолгу тренировались, давали показательные выступления вместе с французскими фигуристами. Много народу приходило к нам в зал на тренировку. В программу обязательных танцев сезона входил рок-н-ролл. Мы разучивали его в Москве, В Морзине стали осваивать его вместе с французскими фигуристами не на льду, а сначала на паркете. И полгорода собиралось на наши занятия посмотреть, как в огромном зале мы 45 минут перед тренировкой пляшем как сумасшедшие, да еще натаскиваем французов, как будто рок-н-ролл русский национальный танец!
После нашего визита во Францию в Одессу прилетели продолжать тренировки Пьер и Натали, с ними еще одна пара и два тренера. В том году в Одессе было много арбузов, мы, по-моему, только их и ели, много купались в море, но еще больше работали.
Нагрузка у тренера была действительно велика Ведь помимо упомянутых дуэтов в группе еще катались три молодые пары. Всем нужно было поставить оригинальный танец в ритме блюза, произвольный и показательные танцы.
О том, каким получился произвольный танец лидеров Бестемьяновой и Букина, рассказывает журналист Виталий Мелик-Карамов:

… Татьяна Анатольевна, взяв у меня шариковую ручку, аккуратно на клочках бумаги написала цифры. Потом по-молодецки свистнула, и женские представители 4-х танцевальных пар – команда Тарасовой, трепеща, подъехали вытягивать жребий. Предстоял первый прокат новой произвольной программы. Первый экзамен. Пунцовая от волнения Наташа, вытащила 2…
… Они сняли яркие свитера, положив их на широкий бортик-скамеечку (Наташа сделала какие-то совсем физкультурные упражнения, вроде зарядки по радио – ноги вместе, руки врозь) и замерли в ожидании музыки.
Их произвольный танец начинается под «Танец с саблями» Хачатуряна. Мелодию эту трудно назвать медленной, но когда они промчались мимо меня, я автоматически поджал под себя ноги, выставленные на лед. Как двое раскачивают качели, так, похоже, они раскатывали друг друга до немыслимой скорости. Но ведь на этой скорости они не просто скользили по льду. Они танцевали. То ли они сами ощущали свое техническое превосходство, то ли его чувствовал я, но была какая-то ступень, отделявшая их от трех остальных, тоже именитых пар, которые в чем-то выглядели порой и интереснее, и музыкальнее. Они мчались мимо, улыбались, а глаза напряженно следили за выражением лица Тарасовой.
Вторая часть танца началась без остановки, практически без перехода. Под старинную восточную мелодию они танцуют каратэ. Каратэ сейчас модно танцевать всюду, но на льду его, по-моему, еще не было. Мне показалось вначале, что такого продолжения темпа Наташа и Андрей во второй части уже не выдержат, но они, по-прежнему, бешено проносясь мимо, теперь имитирую удары и приемы, слегка посмеиваясь над новым увлечением этой борьбой.
Произвольный танец Третья часть программы музыка Нино Рота из фильма «Ромео и Джульетта». « Так чем поклясться?» читаю я в росчерке от конька Андрея на льду. Вовсе не клянись, иль, если хочешь, поклянись собою, самим собой – души моей кумиром. И я поверю» Как любит сейчас Наташа! Я три года знаю эту пару, я даже не мог предположить в ней столько любви.
Даже самый крупный телевизионный план не может передать какие глаза у Наташи Бестемьяновой. Зеленые в коричневой крапчатости, они отражают такое счастье, что, глядя в них, веришь: ты смотришь в глаза чемпионки. И если не на льду, то в жизни точно.

Накануне сезона главный тренер команды Профсоюзов СССР Игорь Филиппов в интервью отметил:

- В прошлом сезоне наиболее удачное решение современной композиции было дано в выступлении Бестемьяновой и Букина. Скорость, динамика, энергия, брызжущая через край – эти очевидные достоинства танца, были высоко оценены судьями мирового чемпионата. А успех, как известно, окрыляет. Думаю, что и сейчас эта пара порадует современными искрометными танцами.
Осень ответственная пора – обкатка новых программ.
Наташа:

- Последние годы у меня все меняется – вкусы, привычки. Но я всегда любила и больше всего люблю время осени. Когда все поставлено, обкатано, и ждешь только соревнований. Мне лучше всего живется с октября по Новый год.

Увы, осень 1981 года принесла в семью Бестемьяновых большое горе – умерла наташина мама Ирина Марковна.

Наташа:

3 октября 1981 года умерла мама… Так горько, что она была со мной все то время, когда мне приходилось трудно, а когда пришли радость и успех, ее не стало… Уход мамы произошел так неожиданно, удар оказался так ужасен. Если бы не Татьяна Анатольевна, не знаю, что бы со мной случилось. Выводила меня из страшного состояния она одна.
А я должна улыбаться, когда выступаю! Если бы такое горе произошло на пару лет раньше, на спорт сил у меня бы не хватило, но я уже окрепла, встала на обе ноги. Мама будто поняла, что за меня теперь можно не беспокоиться…

В этой непростой ситуации Татьяна Анатольевна стала для Наташи больше, чем просто тренер.

Наташа:

- Я стараюсь изжить ревность, но, конечно, она остается. Я бы хотела, чтобы Татьяна Анатольевна работала только с нами. Вне тренировки мы все друзья и ходим друг к другу не только на дни рождения. Но я помню, как переживала одна из учениц Тарасовой, хотя ко мне она относилась очень хорошо, когда нам уделялось больше внимания. И Татьяна Анатольевна, чтоб воспитать ее, иногда работала только со мной и Андреем. Смешно! Но я не хочу, чтобы такое получилось сейчас. Я теперь многое вспоминаю, чтобы это никогда не повторилось…
Иногда мне кажется, что Татьяна Анатольевна привязана к нам чисто по-человечески, пусть даже мы не были бы ее первыми учениками, а иногда кажется, появись кто-то лучше, чем мы, она нас забудет. Я знаю, что почти со всеми своими ученицами ее связывали близкие отношения, а сейчас они видятся очень редко. Это спорт, никуда не денешься, это естественно и закономерно. Но все же я верю, что Татьяна Анатольевна со мной ближе, чем с другими.

Андрей:

- Человек, который в моем присутствии может плохо отозваться о Татьяне Анатольевне, перестает существовать для меня.

В ноябре на тренировку группы Тарасовой пришел журналист Анатолий Шелухин.
А.Шелухин:

- В сумерках ноябрьского вечера слились в один огромный каменный остров очертания Стадиона юных пионеров. Пылает электрическими огнями «ледовое царство» и из окон Дворца спорта доносится мелодия блюза. Сегодня по твердо установленному на многие месяцы расписанию, тренировка танцоров группы Татьяны Тарасовой.
Татьяна Тарасова Программы, поставленные Тарасовой, неизменно вызывают повышенный интерес. В них всегда есть сенсационность в хорошем смысле слова. Вспомните чемпионат мира в Хартфорде, где произвольный танец Н. Бестемьяновой и А. Букина заслужил оценки 5,9
Первой, что слышу, входя в фойе катка, дружное скандирование: «Поздравляем, Олег!» Оказывается, Олегу Петрову, одному из танцоров группы, исполнилось 18 лет. А в этой большой семье фигуристов, как объяснила мне Наташа Бестемьянова, все праздники – общее торжество.
Под сводами зала протяжно звучит блюз, оригинальный танец в новом сезоне. И двое в черных костюмах, широко развернув плечи, выписывают длинную и крутую дугу.
«Капитанский мостик» Тарасовой у бортика, рядом с магнитофоном. В такт музыке она тихонько подалась влево, потом вправо. Она тоже «танцует» и мысленно скользит рядом с Бестемьяновой и Букиным. Ее замечания предельно лаконичны. Ни слова о посторонних делах. Все внимание к жестам, дугам, позициям партнеров.
У Тарасовой три ведущие пары. Им, разумеется, основное внимание. Но тут еще катаются 5 юных дуэтов, за которыми следит помощник Тарасовой – Светлана Львовна Алексеева.
Клавиши магнитофона под рукой у Тарасовой. То и дело она включает его и посылает «в бой» своих подопечных на прокат отдельных фрагментов.
Звучит «Танец с саблями» Хачатуряна. Бестемьянова и Букин за 5-6 секунд рисуют на поле катка целую вязь красивых шагов. И все это на огромной, дух захватывающей скорости. Для меня, как для многих зрителей, особая загадка – психологический настрой пары. Откуда такая щедрость эмоций, такая сила в каждой поддержке?

Тарасова:

- Наташа пришла ко мне 4 года назад. И сразу я увидела – человек она необычайно искренний, цельный. Спортивные успехи не изменили ее характера, она осталась такой же чуткой, как прежде. Эти же слова могу сказать и об Андрее. В этом дуэте, по-моему, невозможно выделить кого-то главного, ведущего. Отношения между партнерами на редкость уважительные. Они пополам делят радости и огорчения, творческие заботы. Умеют слушать друг друга, а в танцах это крайне важно. И на льду все делают так, как просит партнер, или партнерша. Может быть, поэтому у них такая свежесть в каждом выступлении.
У Андрея шутливое настроение. Он садится на низкий бортик и кричит товарищам: «Ну, похвалите же меня, ребята, я так старался, еле на ногах держусь!»
Веселая суматоха в фойе, взрослые мастера переоделись и покидают каток. А Тарасова вновь спешит к бортику. Там ее ждет юная пара. И снова звучит блюз.

9 декабря 1981 года в Лужниках открылся традиционный международный турнир на призы газеты «Московские новости». Стартовали на нем и ученики Тарасовой.

«Советский спорт»:

« Время близилось к полуночи, а москвичи, стойкие поклонники спортивных танцев, не покидали трибун столичного Дворца спорта. Все ждали выхода последней пары – Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. Уже 17 дуэтов исполнили польку, уже прозвучали оценки на уровне мировых стандартов 5,5-5,6 (и это за обязательный танец), а напряжение не спадало. Ожидания зрителей не были обмануты – прекрасное исполнение задиристого, веселого танца нашим молодым дуэтом заслужило высшие оценки дня 5,6 -5,7 балла.

После обязательных танцев Наташа и Андрей захватили лидерство, обойдя Ирину Моисееву и Андрея Миненкова. Сохранили они его и после оригинального танца.

«Известия»:

« Танец года – блюз. Сколь красочным и сколь разным увидели мы его в трактовке Моисеевой - Миненкова и Бестемьяновой – Букина. У первой пары блюз с первого до последнего аккорда – сдерживаемая страсть. У второй – блюз броский, как вызов, построенный на аффектации жестов, почти гротескной.
И, наконец, произвольный танец.

«Советский спорт»:

« Завершили спор танцевальные дуэты. Уже стало традицией, что после динамичных, темпераментных выступлений Бестемьяновой и Букина с трибун слышится дружное скандирование «Мо-лод-цы!» И на этот раз их новая произвольная программа вызвала восхищение зрителей.

Оценки:
                    СССР Италия Венгр. Канада Англия Польша ЧССР

Техника:       5,9      5,7      5,9      5,8      5,9      5,8      5,9
Артистизм:   5,9      5,7      5.9      5,9      5,8      5,9      6,0

Принесли победу молодому дуэту, воспитанником Т.А. Тарасовой. Танцоры показали не только отточенную технику, но и актерское мастерство, разнообразную по стилю хореографию. Это была программа, созданная в лучших традициях советской танцевальной школы.

Заслуженный артист РСФСР, профессор ГИТИСа А. Борзов:

- По-моему, как никогда в постановке всех танцев ощущалось сильное влияние современной хореографии, причем, отношение тренеров к музыке было исключительно серьезное. И это ярче всего проявилось в программе н. Бестемьяновой и А. Букина. В ней есть особое настроение жизнерадостности. И в то же время лирическая часть решена очень глубоко, неординарно. Здесь каждый жест трогает, волнует зрителя.

А. Гольштейн (композитор):

- В сегодняшних танцах наших лидеров все меньше ощущается контрастности между разными фрагментами. Это объясняется стремлением к единству программы во всех отношениях, даже в подборе частей в общей оркестровке. Наиболее сильно в едином музыкальном ключе прозвучал танец Бестемьяновой и Букина. Это уже сюжетный танец, в отличие от прежних программ наших лидеров, которые напоминали собрание хореографических миниатюр.

Л. Пахомова:

- Я такая консервативная, но жизнь подтверждает, что «школа» (в моем виде это обязательные танцы) должна быть фундаментом, который позволит танцорам двигаться к совершенству. Это, если хотите, классика. Выступление в «школе» показывает уровень мастерства. Бестемьянова и Букин, благодаря своим данным, могли бы себе позволить сделать основной упор на произвольную композицию. Но они, я считаю, сделали правильный выбор, занявшись, прежде всего, шлифовкой обязательных танцев. Их прогресс, включая произвольную программу, налицо. К тому же они повзрослели, все делают естественно, осознанно. К ним пришла зрелость, что особенно важно в танцах. Дуэт не случайно захватил лидерство с первого дня.

Наташа:

- Кредо нашей пары – не быть ни на кого похожими, идти своим путем и каждый год создавать новые танцы.
Непокоренная В показательных выступлениях ребята вновь удивили всех танцем на музыку Альбинони, который они назвали «Непокоренная»

Тарасова:

- Музыка была понятна им, и они смогли раскрыть в ней движением каждый нюанс.

Сергей Киврин (фотокорреспондент):

- Бестемьянова и Букин… Мне хотелось передать их озорство, склонность к эксцентрике, юмористическим экспромтам. Не получилось. Зато удалось другое – выявить совершенно иной, неожиданный образ этих фигуристов, когда в показательном танце на музыку Альбинони, они вдруг предстали перед нами благородно-сдержанными, строгими, я бы даже сказал возвышенными…

Этому танцу суждено было стать визитной карточкой дуэта, войти в «золотой фонд» мирового фигурного катания. Наташа и Андрей не расстались с ним до последнего своего выступления в спорте. На чемпионат СССР в Ригу Бестемьянова и Букин приехали в роли лидеров и с первого дня уверенно шли на первом месте.

«Советский спорт»:

« Два обязательных танца, плюс венский вальс принесли полный успех призерам мирового чемпионата Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину. Только им были доступны оценки 5,7-5,8
- Ах, какое прекрасное зрелище представляли состязания танцоров в оригинальном танце – блюзе! - заметила судья международной категории Ирина Нечкина. По-моему, этот турнир не уступает конкурсу артистов балета Их грация, техника, костюмы – все очаровывает. Композиции как минимум восьми дуэтов были близки к совершенству. И тон в этом празднике вновь задавали Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Высшую оценку 5,9 получили за свой блюз лидеры. Это позволило им набрать в сумме 105,5 балла и на 3 балла опередить многоопытных Ирину Моисееву и Андрея Миненкова.
Счастьем светились глаза Наташи Бестемьяновой, когда она и ее партнер Андрей Букин покидали лед после исполнения произвольного танца. На табло зажглись оценки, достойные лидеров советской танцевальной школы:

Техника:      5,9    5,9    5,9    5,8    5,9    5,9    5,9    5,9    5,8
Артистизм:   5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9    5,9

Бестемьянова-Букин, Моисеева-Миненков, Воложинская-Свинин Зажигательный, ослепительный по своим краскам «Танец с саблями» Хачатуряна стал украшением новых чемпионов СССР, которым доступны любые скорости, любые ритмы и любые интонации в эмоциях. Если раньше их козырем были динамичные программы, то сейчас они нашли себя и в лирических фрагментах. В новой программе подкупает и искренняя страсть, и на редкость точный пластический рисунок.
Сама Наташа рассказывала, что вся программа как сюжетный танец, как диалог двух романтичных молодых людей. А это, конечно, помогает фигуристам найти наиболее естественные интонации и краски.
Наша сборная накануне европейского чемпионата в Лионе получила лидеров самобытных, пленяющих своей юностью. Но не менее важно отметить, что Бестемьянова и Букин достигли совершенства и в обязательных танцах, от которых зависит половина успеха»

Тарасова:

- Причина успеха моих учеников в том. Что с самого начала мы сознательно стремились уйти от повторения прошлых образцов.

Журналисты все чаще стали посещать тренировки Тарасовой.
А.Баташев:

- Занятия, которые проводит Тарасова, отличаются чрезвычайной интенсивностью. К концу фигуристы, кажется, еле держатся на ногах. Но вот Татьяна Анатольевна предлагает Наташе новый вариант исполнения финала, и та мгновенно загорается:
- Музыку… включите скорее музыку! Я сейчас попробую…
Рассудительный Андрей останавливает ее – надо же обговорить подробности. Но Наташа, боясь «спугнуть» настроение, прерывает партнера:
- Когда мы выходим на поддержку – не имеет значения. Ты меня даже не держи, я сама все сделаю.
- Но ведь упадешь!
- Нет-нет… Только скорее музыку…
Оператор включает магнитофон и Наташа тут же делает комбинацию сложных, ярких, остроумных движений, которые, кажется, передают не только характер мелодии, но и тембр солирующего инструмента.
Разумеется, на занятиях тренер чаще всего воздерживается от комплиментов. «Сделай этот элемент двести раз, тогда на двести первый он, наверняка, получится» - замечания подобного рода можно услышать от Тарасовой гораздо чаще. Но стоит кому-то из фигуристов получит самую незначительную травму, как она сразу же оказывается рядом, чтобы утешить, поддержать.

Тарасова:

- Наташа и Андрей часто мне снятся. Иногда я вижу во сне их падения, и тогда вскакиваю среди ночи и кричу спросонок: «Упали, упали..» Я все время думаю о них, поэтому чувствую в каком они состоянии. Если. Например, Андрей заболевает, я догадываюсь об этом на день-два раньше, чем он сам.

- Как же это вам удается?
Тарасова:

- У него глаза светлеют немножко… И на тренировке он начинает чересчур стараться, будто борется с недомоганием.
Перед соревнованиями очень внимательно слежу за Наташей. Ее порой захлестывают эмоции, и тогда я прошу Андрея, чтобы он ловил каждое ее движение, предупреждал неизбежные ошибки. Он должен во что бы то ни стало оградить партнершу от всех случайностей.

Динамика записанной на пленку музыки вроде бы неизменна. Но в восприятии Наташи и Андрея это не так.
С каждым повторением запись звучит для них все требовательнее, все напряженнее, заставляя тратить все больше энергии и эмоций. И когда, наконец, сил осталось только на то, чтобы упасть на колени и в комическом порыве протянуть руки к тренеру, моля о пощаде, наступила тишина.
Мне было ясно, что фигуристы, как говорится, выложились полностью. Но в этот момент оператор, видимо, для собственного удовольствия, вновь включил магнитофон, и Андрей, мгновенно преобразившись, исполнил какой-то смешной пародийный танец, заставив свою партнершу улыбнуться и забыть об усталости.
На чемпионат Европы в Лион Бестемьянова и Букин приехали бороться за первое место. Их прогресс был неожиданным для английского дуэта Джейн Торвилл и Кристофера Дина, настроившихся на борьбу с Моисеевой и Миненковым. Но…

Кристофер Дин:

- Нашими главными соперниками оказались Бестемьянова и Букин, Джейн Торвилл-Кристофер Дин которые приняли эстафету от своих знаменитых предшественников Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова.
Три обязательных танца: блюз, венский вальс и американская полька остались за англичанами. Выиграли они и оригинальный танец – блюз. Бестемьянова и Букин шли вслед за ними.

Дж.Хенесси (автор книги «Торвилл и Дин»):

- В произвольной программе, по жребию, Крис и Джейн должны были выступать последними, после Бестемьяновой и Букина. Англичане выиграли обязательные танцы, в том числе и оригинальный, но победа Бестемьяновой и Букина в произвольном танце означала бы для советских спортсменов золотые медали в соответствии с системой разрешения ничьих. Крис и Джейн застыли в полном молчании, пока выступала советская пара – не слыша аплодисментов, не видя оценок судей, не перемолвившись ни с кем словом. В паре Бестемьяновой и Букина акцент делается на личность партнерши и ее несравненное техническое мастерство. Она сразу приковывает к себе внимание. За исключением одного медленного отрывка, вся программа исполнялась в бешеном темпе. Они заслужили высокие оценки:

                    Анг. Швейц. ЧССР Италия Франция СССР Авст. Венг. ФРГ

Техника:       5,8      5,8      5,8      5,9      5,8      5,9      5,8      5,9      5,8
Артистизм:   5,8      5,9      5,8      5,8      5,8      5,8      5,7      5,8      5,9

Но они не позволили им обойти англичан, у которых было немало «шестерок»

Торвилл-Дин, Бестемьянова-Букин, Моисеева-Миненков

«Советский спорт»:

«Всего год назад Бестемьянова и Букин на европейском первенстве в Инсбруке были 4-ми. А сейчас они признанные лидеры наших танцоров. Вот это скорость продвижения вперед!
Темпераментное, стремительное начало композиции на музыку Хачатуряна буквально ошеломило публику. Все 4 минуты зал был в напряжении, в ожидании чего-то необычного. Танец захватил зрителей полностью. Его можно назвать спортивным адажио на популярную музыку Нино Рота.

Кристофер Дин: - Оценки судей были высокими, а отношение соперников прекрасным. Наталья Бестемьянова, наша непосредственная соперница, и ее тренер Татьяна Тарасова подошли к нам с поздравлениями. Действительно, отношения между английским и советским дуэтами, несмотря на острое соперничество на льду, сложились весьма дружеские.
Наташа:

- Торвилл и Дин открыты и доброжелательны. Конечно, когда нет соревнований. Я считаю, что это очень правильно для чемпионов. Во время турнира англичане всем улыбаются, но видно, что к ним лучше не подходить. За все время, что мы знакомы, я лишь раз заметила, что они занервничали. Конечно, все в этой паре держится на нем. Если смотреть только на Криса, то, наверное, можно растаять. Дин так свободно и красиво движется! Это от природы, такому научиться нельзя. Но и к тому же они сами большие работяги. Когда мы ездили вместе в турне по Европе Крис и Джейн не пропускали ни времени, ни места, где возможно потренироваться.

Тарасова:

- Мы не раз вместе не только выступали, но и тренировались. В Морзине, где нас свела судьба на совместном сборе, Наташа в выходной день сварила русский борщ. Мы обедали, гуляли, не разлучались весь день. Джейн и Крис контактные ребята, но не в дни соревнований.

Накануне 8 марта в газете «Московские новости» появилось интервью с Бестемьяновой.
« Разговор, разумеется, начался с цветов.
Наташа:

- Мои любимые цветы – те, которые преподносят зрители. А вообще-то я люблю розы.
- Какие качества вы цените в своем партнере?
Наташа:

- Андрей с виду строгий, не очень разговорчивый. Но я знаю, что на деле он добрый, отзывчивый человек. В первый год в школе Тарасовой он тренировался один и тогда помогал всем малышам разучивать пируэты, шаги. Он и меня опекает. У Андрея есть своя мужская