- Музыку для новой произвольной программы – «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» - предложила Татьяна Анатольевна. Никакого сопротивления у меня «новая» музыка не вызывала, но ставилась программа долго и трудно. У всех «Половецкие пляски» выглядят, в общем одинаково, что, наверное, закономерно – это же исторический танец. Но я предупредил: мы должны были найти свое, даже в канонах. Что-то новое, не в лоб – я Хан, она прислужница. Она будет вокруг меня кружиться, а я буду стоять такой гордый.
Начали искать элементы, Я смотрю, их подбор таков, что не видно формы, только содержание. Поругался со своими девочками несколько раз. Получилось – настроение и техника есть, а на линии уже и внимания никто не обращал. Следовательно, танец получался тяжело читаемый. В том числе и для судей, Далеко не все они профессионалы, а большинство, наверное, не были танцорами высокого уровня. Они скорее оценивают общий вид, чем копаются в частностях.
Спорили мы спорили, я ушел в отпуск, воевать уже не было сил, ушел раньше на неделю, чувствуя, что последняя часть никак не получается, не ложится в музыку. Оставил я девочек одних, и получилось не так уж плохо, они к моим просьбам прислушались и в итоге, сделали нормальную последнюю часть.
В начале лета на первом же сборе, произвольный танец в общих чертах был закончен.
Наташа:
- Важно то, что была русская музыка, нам не приходилось в нее вживаться, она была нашей и сразу легла на душу. К «Кабаре» нам приходилось притираться – не наш стиль, хотя музыка очень к нам подходила.
«Половецкие пляски» настолько оказались близки, что если в программу до конца входишь лишь к декабрю, то уже в июне я все знала что мне надо делать в этой программе. Только прибавлялись какие-то детали. Так было легко, что летом начали поговаривать, мол, мы будем выступать еще, не заканчивая в этом сезоне. Завод был, и в группе говорили – может, вы еще годок покатаетесь? Я молчала, не отвечая ничего, зная, что если мы и можем физически, то все равно дальше уже нельзя, дальше может произойти срыв. Есть порог в совместном катании, и порог этот существует у всех. Семейная пара, или не семейная, значения не имеет. Чем утонченнее пара, чем лучше партнеры чувствовали друг друга, тем хуже бывало к концу. Есть еще предпороговое состояние, когда так друг друга знаешь, что в какой-то момент кажется, все, нет больше сил терпеть. Этот момент надо пережить, дальше отношения становятся относительно ровные, обкатанные, но и им рано или поздно приходит конец.
Андрей:
- Произвольный танец мне понравился сразу, и я знал, что прокатаем мы его хорошо. Именно такой танец нам надо было показать в свой последний сезон. И не чистая классика, и не модерн – золотая середина. В этом танце была такая редкая удача, что в зависимости от состояния твоего характера, он мог изменяться, хотя я всегда бился за то, чтобы у меня и у Наташи повторения на тренировках становились похожее и похожее, чтобы были наработанные навыки, стандарты. Если вдруг меняешь то, что уже затвержено, может выпасть сложный элемент. Например, вертушка в первой части, где Наталья крутится у льда, потом выходит наверх. Сначала, когда придумали этот элемент, делать, казалось, нечего, получилось с первого раза. Все хорошо. Потом неожиданно вертушка стала от нас уходить, выход у Наташи не получается, Я один раз упал, упал вновь, совсем элемент развалился. Ну, никак не можем в музыку попасть… Оказалось, Наталья прибавила полкило, или килограмм. И все, она стала входить в вертушку по-другому. Потом, из за того, что она потяжелела, я, привыкший опускать ее к самому льду, не успевал подняться. Кончилось все тем, что Татьяна Анатольевна велела мне чуть поднять руки в вертушке и все снова начало получаться. Был переломный момент в этой программе при переходе на медленную часть. Мне в этот момент было уже тяжеловато после первых двух быстрых, я с большим трудом начинал третью, но она для меня была самой приятной. Она всем нравилась. 10-12 тренировок – и полностью готова, элементы так и выстраивались один за другим в цепочку. Я и подъезжал к третьей части с чувством, что успею в ней подышать, восстанавливая силы после первых двух. Несмотря на то, что у меня в третьей части сложные поддержки, я приходил к быстрому, мощному финалу отдохнувший и разумом и эмоциями. Поэтому я мог в финале, также как и в начале программы полностью отдавать все силы. По правилам расстановки акцентов «Половецкие пляски» оказались, пожалуй, самой удачной программой. Нередко видишь, как скользят без сил оставшиеся 40 секунд, как это получается у многих, видишь не катание, а мучение на льду. Улыбки пропадают, их заменяют выпученные глаза. Такого у нас не было, но, объективно говоря, это приходит с опытом и с возрастом.
Летом для совместной работы с Т.Тарасовой и ансамблем «Все звезды» в Москву приехали Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Они были одними из первых, кто увидел новую произвольную композицию своих бывших соперников и высоко оценили эту работу, признав, что они достойна Олимпийского золота.
Фортуна наконец-то улыбнулась Наташе и Андрею, избрав для нового сезона в оригинальной программе их любимый ритм – танго.
Андрей:
- Последнюю нашу обязательную программу нам помогала готовить англичанка Бетти Калловэй, в прошлом тренер Торвилл и Дина. Конечно, Калловэй выдающийся тренер, все просто, когда правильно объясняют. Но в чем же ценность нашей совместной работы? Наталья совсем перестала слушать замечания и мои, и Татьяны Анатольевны, а тут она присмирела. Господи, думал я, Бэтти ей все время делает замечания, а они их принимает как должное, не отворачиваясь. У нас сразу хорошо пошла обязательная программа. Бэтти провела с нами две тренировки весной во Франции, потом мы приезжали в начале лета в Лондон на наши показательные выступления и получили еще два урока по 30 минут.
Кстати, там же в Лондоне Лоуренс Дэми впервые увидел их «Половецкие пляски» и дал им высокую оценку.
Наташа:
- В сентябре было тяжело, сентябрь у нас всегда тяжелый месяц. Андрей болел, мы все были в плохих отношениях, но тренировок не теряли, работали. Отчего мы ссоримся? Потому что вдруг один из нас оказывается не в форме, и это моментально ощущает другой, тогда происходит ссора. Почему не в форме? Почему в таком виде пришел, или пришла на каток? То ли устал? То ли возраст? Чаще всего ссоры происходят от усталости, скорее всего от накопленной усталости. Стресс постоянный – от соревнований до соревнований.
Андрей:
- Иногда приходишь на тренировку и видишь? Наташа бодра, а сам вялый. Она рвется работать, я же чувствую, что задачи, поставленные ею на сегодня, мне не по плечу. Молчу. Ее это начинает раздражать, но сдерживается. Вижу, что мучается, но ни за что не сорвется. Потом я оттаиваю. Добрый человек, она сразу идет навстречу и произносит слова-пароль: «Ну, скажи что-нибудь!» Значит, простила. Все, начинаем работать.
Первое предсезонное интервью было опубликовано в газете «Московский комсомолец» Вопросы Т.Тарасовой задавал Петр Спектор:
- Не секрет, что для Наташи и Андрея этот год будет, может быть, самым главным с жизни…
Тарасова:
- Конечно, все наши мысли сейчас связаны с предстоящей Олимпиадой в
Калгари. Не боюсь сглазить, и скажу – ни я, ни ребята не сомневаемся в победе. Откуда такая уверенность? В нашу работу было вложено колоссальное количество идей, на тренировках затрачивались гигантские усилия, в конце концов нервы… Но и три золотые медали чемпионов мира в четыре «золота» европейских первенств Бестемьяновой и Букина
также, думается, неплохая база для олимпийских стартов.
- Да, ваша пара пользуется непререкаемым авторитетом в мире фигурного катания. И на протяжении ряда последних лет Наташа и Андрей безоговорочные танцоры номер один, И все-таки, скажите откровенно, тяжела лидерская ноша?
Тарасова:
- Мы ведь прокладываем дорогу остальным. Возьмите моноспектакли. Когда мы впервые показали «Чаплина», нашлось немало скептиков. А сейчас….Спортивные танцы кажутся просто невозможными без моноспектаклей. Да, лидерам нелегко, но мы работаем с ощущением счастья.
- Татьяна Анатольевна, расскажите о новой программе.
Тарасова:
- Нам хотелось, чтобы в Калгари зазвучала музыка русского композитора, потому к Олимпиаде мы с Наташей и Андреем подготовили программу на музыку Бородина «Половецкие пляски». Московсике любители фигурного катания познакомятся с этим моноспектаклем на показательных выступлениях турнира «Московские новости». На днях увидели эскизы костюмов, которые, по традиции, для нас делает талантливый художник-модельер Вячеслав Зайцев.
… А на льду Бестемьянова и Букин катали новую программу. Феерический танец в исполнении прекрасного дуэта смотрелся на одном дыхании, И свет прожекторов казался мне отблеском олимпийского золота.
Ноябрьский турнир «Московские новости» в отсутствии Бестемьяновой и Букина выиграли Марина Климова и Сергей Пономаренко, а пара Наталья Анненко и Генрих Сретенский, три года входившая в сборную СССР, неожиданно пропустила вперед Майю Усову и Александра Жулина, учеников Натальи Дубовой.
На пресс-конференции среди прочих победителям был задан вопрос:
- Какие качества ваших соперников Бестемьяновой и Букина вам кажутся наиболее ценными?
Климова:
- Меня всегда поражало их умение выкладываться до конца. Атмосфера соревнований многих сковывает, мешает до конца раскрыться. Посмотришь, Наташа и Андрей на тренировке выглядят ужасающе, как говорится, все у них из рук валится… А выходят на лед…Словно и не они это вчерашние.. Все горит, все сверкает – каждый шаг, каждый жест. Нам, конечно, стоит этому их качеству поучиться.
Пономаренко:
- Всем надо этому поучиться.
Тарасову спросили:
- Какова, на ваш взгляд, самая отличительная черта дуэте Бестемьянова – Букин?
Тарасова:
- Думается, Наташа и Андрей создали свое особое направление, они родоначальники эмоционального танца, где технические средства подчинены образному решению композиции. Их индивидуальность, восприятие музыкальных образов позволили с самого начала идти этим сложнейшим путем. И год за годом подниматься на новую ступень мастерства.
Спустя несколько дней Бестемьянова и Букин стартовали на турнире в Токио.
Наташа:
- В Японии начиналась зима, а катки там не отапливаются и на них страшно холодно. Перед прокатом произвольной мы были в таком состоянии, что стоило на тренировке музыке заиграть чуть быстрее, мы тут же упали, и я поранила Андрею ногу. Буквально перед стартом. Я думала, что задела его чуть-чуть, но когда увидела, что он на нее наступить не может, мне стало дурно. Андрею заморозили ногу, дали обезболивающие таблетки, и мы старт не сорвали. Потом он, правда, едва двигался, приходя в себя несколько дней.
- А когда мы вернулись, у меня произошел срыв. Мне, наверное, уже тяжело давался каждый старт. Я перестала спать, и мы опять плохо тренировались. Через неделю соревнования, а у меня какое-то странное настроение, и так тяжело на душе.
Буквально за несколько дней до матча сильнейших фигуристов страны в Ереване заболел желтухой Сергей Пономаренко. На соревнования не приехала вся группа Н.Дубовой, на нее был наложен карантин.
Хотя конкуренции не было, Наталья и Андрей выступили с полной отдачей.
Г.Карпоносов:
- Настоящим открытием, на мой взгляд, стал оригинальный танец танго Бестемьяновой и Букина. Думаю, это новый шаг в развитии этого вида спортивных танцев. Ну а их произвольная композиция «Половецкие пляски» заслуживает отдельного разговора. Эта программа – вершина их совместного с тренером Т.Тарасовой творчества.
«Советский спорт»:
«Главные виновники праздника Бестемьянова и Букин в очередной раз преподали урок большого мастерства, Художники порой употребляют весьма точное выражение: счастье самовыражения. Так вот, для Натальи и Андрея это счастье бывает самым полным, самым ликующим, и в новой находке сезона «Половецких плясках» они дают пример, как причудливым рисунком программы, психологически точными жестами, взглядами «вылепить» художественный образ.
- В Ереване я пришла в себя, неплохо откаталась, и все так складно шло, готовясь к чемпионату Европы.
В Ереване все места на пьедестале почета заняли воспитанники Т.Тарасовой. Вторыми стали Наталья Анненко - Генрих Сретенский, третьими Светлана Ляпина и Георгий Сур.
Андрей:
- Генрих Сретенский и Наташа Анненко тренировались в этом году с нами. После смерти Людмилы Пахомовой Татьяна Анатольевна взялась помочь ее лучшим учениками и их тренеру Геннадию Аккерману. Я посмотрел, как хороша у Наташи и Генриха обязательная программа и сколько сил она забрала у нашего тренера.
Н.Анненко:
- Нам выпала большая радость проводить подготовку к чемпионатам Европы, мира и Олимпийским играм совместно с замечательными нашими соперниками Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, Их душевность и искренность, желание всегда поделиться своими знаниями и опытом с первых де минут сделали нас одновременно и их поклонниками и хорошими товарищами. Окружила нас материнской заботой и Татьяна Анатольевна Тарасова. Все это нам было нужно как воздух.
На одной из тренировок Тарасовой побывал корреспондент «Советского спорта»:
« Благодарю вас, в этот вечер вы постарались на славу» - лаконично завершила очередную тренировку Тарасова, провожая со льда Бестемьянову и Букина, Спустя минуту они, успев переодеться в будничные спортивные куртки, вышли в холл катка для беседы с репортером.
- Вам нравится новый танец?
Наташа:
- Словом «нравится» не выразишь то, что мы ощущаем, Лично для меня такое чувство, что музыка «Половецких плясок» написана для меня. Это моя стихия, мой мир. Бывает, что музыка как бы подхлестывает, затмевает пластику исполнителя.
Андрей:
- Вжиться в мир музыкальных образов, составляющих всю прелесть произведения – к этой сверхзадаче мы идем всегда. На это, как вы понимаете, нужно время. Одни программы входят в твое сердце легко и естественно, другие требуют многих душевных сил, психологического напряжения.
- Есть ли у вас особый секрет в «прочтении» танцев?
Наташа:
- «Не повторяться» - наш девиз, наше кредо на протяжении 10 прошедших сезонов, Говорят, что у нас есть свой почерк, что мы умеем уходить от шаблонов. Но, наверное, в этом и заключена особенность тех мастеров, которые побеждают на льду.
- Ваш творческий союз с Тарасовой продолжается целое десятилетие. Какой опыт вы получили благодаря этому союзу?
Наташа:
- Мы – единомышленники!
Это главное. А ценность нашего союза еще и в том, что тренер помог нам ощутить себя личностями, соавторами.
Говорят, что есть «диктат» воли тренера, Может быть, но «диктат» Татьяны Анатольевны чем-то напоминает тепло родительского дома. Ей дорога судьба ученика, за эту судьбу она борется со всей страстью. Мы для нее – «тарасята», а наши программы ее боль и счастье…
На чемпионат Европы в Прагу поехали три танцевальные пары: Бестемьянова – Букин, Анненко – Сретенский и Усова – Жулин. Сергей Пономаренко не успел восстановиться после болезни.
В Праге на тренировки Наташи и Андрея по обязательным танцам приходила Бетти Калловэй, которая приехала на чемпионат в качестве комментатора.
Преимущество Бестемьяновой и Букина во всех трех танцах было бесспорным. Их оригинальный танец танго с восторгом приняли и зрители и специалисты.
Он заслужил самые высокие оценки:
                    Болг. Финл. Итаия Польша ЧССР Франц. СССР Авст. ФРГ
- Произвольной программой осталась не совсем довольна, Мы откатали ее очень чисто, но не было того куража, который, как мне кажется, отличает именно нас. Выплеснулись раньше времени. Утром на тренировке хотели показать судьям все на что способны, а два раза в день выступать с полной отдачей тяжело. Когда я потом смотрела наш танец по телевизору, он был вполне пристойным. Но для себя я понимала – это норма. Не вершина.
Оценки:
                    Бол. Финл. Италия Польша ЧССР Франц. СССР Авст. ФРГ
- Что касается танцевальных пар, то на мой взгляд, вне конкуренции Бестемьянова и Букин, заметно опережающие основных соперников по уровню мастерства. В их выступлении солидность, уверенность в своих силах, импровизация и подлинный артистизм. Не случайно арбитры оказались щедрыми на высокие оценки чемпионам.
В.Рыжкин:
- Все, что показывают на льду Наташа и Андрей, присуще только им. Они не только выдающиеся спортсмены, но и добрые, отзывчивые люди. Они – Личности.
«Советский спорт»:
« В пресс-центре подошел один из коллег и, тыча пальцем в программу чемпионата Европы, на всех, ведомых цивилизованному человечеству языках спросил, что бы это значило. А перст его уткнулся в два слова, которые в буквальном переводе означают «Половецкие танцы» Вы-то, конечно, понимаете, о чем идет речь. Но как дать консультацию человеку, далекому от российского прошлого?
Попробуйте-ка растолковать, что «танцы» и «пляски» совсем не одно и то же. К тому же, кто такие половцы в представлении жителей конца ХХ века? Не читать же собеседнику курс истории Древней Руси. Не знаю уж, что понял любознательный журналист из моих мимолетных объяснений. Поблагодарил, скорее всего, из вежливости. Но, думается, все недоумения у него отпали после выступления Бестемьяновой и Букина. Их произвольный танец на музыку Бородина красноречивее всяких слов. Соответствующими были и судейские баллы – 7 «шестерок» за артистизм. Такими оценками Бестемьянова и Букин подтвердили свое лидерство в современных танцах на льду.
Пражский чемпионат примечателен еще и тем, что третьими на нем неожиданно стали французы Изабель и Поль Дюшене, чей «танец джунглей» произвел некоторый фурор.
На пресс-конференции победители отвечали на вопросы журналистов:
- Как вы готовитесь в Олимпийским стартам?
Андрей:
- Тренируемся так же, как и все 11 лет, что мы выступаем на льду.
- Как вы относитесь к выставленным вам «шестеркам»?
Андрей:
-Наше дело кататься, а не подсчитывать баллы.
Тарасова:
- Признаюсь, у меня нет ни малейшего повода быть недовольной выступлением своих учеников. О качестве их катания дали свое заключение судьи. Большинство арбитров, как вы помните, выставили Наташе и Андрею высшие оценки. Тем самым, выразили свое отношение к уровню их мастерства и той огромной работе, которую проделали спортсмены, чтобы заслужить такое признание. Но хотела бы заметить: готовиться нам приходилось непросто. А дело в том, что в последнее время было немало высказываний, которые, мягко говоря, бросали тень на успехи, достигнутые чемпионами. Это, конечно, создало нервозную обстановку, мешало Наташе и Андрею стабильно набирать высокую спортивную форму.
А связи с этим хочу поставить конкретный вопрос: не лучше ли будет, если различные тренерские школы станут доказывать свое преимущество не на бумаге, а на льду? По-моему последний вариант самый разумный. Особенно когда до главного старта осталось совсем мало времени»
Накануне Олимпиады в прессе всегда появляется множество прогнозов, опросов, нередко в них звучали имена учеников Тарасовой.
«Советский спорт»:
« На недавнем чемпионате Европы советские фигуристы завоевали 9 медалей, Однако, яркий блеск этих почетных наград не должен ослепить нас и помешать разглядеть вполне реальные проблемы. Будем откровенны, лишь наша прославленная танцевальная пара Бестемьянова и Букин не дали нам ни малейшего повода усомниться в своем превосходстве не только на европейской, но и мировой, в данном случае олимпийской арене, Выступления же остальных наших чемпионов и призеров оставили почти что тревожное чувство. Ошибки были видны не только судьям.
Александр Абдулов (актер):
- Любимцы всей нашей семьи – фигуристы Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Эту пару отличает неповторимый стиль, подлинная артистичность – качества, которые мы с женой можем оценить вполне профессионально.
Наташа и Андрей:
- Вся наша жизнь была подчинена предстоящим Олимпийским играм. Возможно, кому-то эти слова покажутся высокопарными, но для нас они естественны. На пути к Калгари были радости и огорчения, победы и неудачи. И вот мы подошли к самому главному старту в жизни.
Скажем без ложной скромности – у нас много медалей самого разного достоинства. Нет среди них пока только Олимпийского золота, И мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы его завоевать»
Наташа:
- Во время последних тренировок перед Калгари я заболела. Пропустила две тренировки, и Андрюшка вышел из себя. Он ругался по телефону, что мое поведение ни к чему хорошему не приведет. Я оправдывалась: « Андрюша, что делать, грипп ходит по Москве» Но он говорил, что я куда-то пошла, куда ходить не стоило бы, и там подхватила грипп. Он был вобщем-то не так уж и не прав, я не последила за собой, но теперь, когда заболела, что же делать?
Наконец, мы отправились в Канаду. За три недели до Игр, чтобы акклиматизироваться. Разница между Москвой и Калгари 10 часов. Эти три недели оказались самыми тяжелыми, мы совсем не разговаривали. К соревнованиям пришли в себя.
Олимпиада началась 13 февраля – в день рождения их тренера Татьяны Тарасовой.
На общем собрании команды Андрею была доверена большая честь – его избрали знаменосцем советской сборной на церемонии открытия Олимпийских игр. Он стал первым из наших фигуристов, получившим такое право.
А потом потекли олимпийские будни.
Наташа:
- Олимпиада – состязание особое. Это я поняла еще в Сараево, Чемпионаты мира просто первенство двора в сравнении с Олимпиадами. Я и в Сараево едва до старта не сгорела, и в Калгари, хотя уже и повзрослела и опыта поднабралась… Знаете, когда вокруг такая карусель: кто-то идет на старт, кто-то стартовал, кто-то ликует, кто-то проиграл – и так с утра до поздней ночи – это ужасно пережигает нервы. А отключиться негде: деревня маленькая, всюду телевизоры, газеты, одни и те же разговоры.
В один из таких дней в Олимпийской деревне побывали журналисты «Комсомольской правды»:
« Недалеко от штаба делегации есть комната самого прозаического назначения – прачечная. Заглянув туда, мы увидели Наталью Бестемьянову, она гладила свою спортивную форму (наверное, тут уместнее употребить слова « бальный наряд»), а Андрей Букин сидел на гладильном столе и давал подруге ценные советы. Потом наша танцевальная пара поспешила к телевизору, Андрей нашел нужный канал: забеги конькобежцев на 1000 метров, и когда через час стало ясно, что никому не превзойти результата Николая Гуляева, Наташа сказала: «А он утром с нами завтракал. Это надо же…а теперь Олимпийский чемпион, знаменитость» Будем надеяться, что через пару дней и у Гуляева будут новые поводы гордиться знакомством со знаменитой танцевальной парой.
Наташа:
- Еле дождались собственного выступления. Обязательные танцы : пасодобль, килиан и венский вальс откатали хорошо, судя по оценкам, нас не сравнивали ни с кем. А вот Андрюша решил, что обязательную программу мы откатали неудачно и перед оригинальным танцем начал повторять, что ты его проиграем. Я сопротивлялась: «Андрей, у нас такой хороший танец, ну что ты глупости говоришь, почему мы должны проиграть?» Все это за день до соревнований. С ним прежде никогда такого не было. Он всегда стопроцентно уверен в себе. Я думаю, что он позволил себе подобные высказывания именно от уверенности в себе, чтобы не переросла в самоуверенность. Но мне это было неприятно, А когда оценки нам выставили, и стало ясно, что игра идет, как говорят, в одни ворота, он стал утверждать, что катались мы плохо. Все нас поздравляют, а он твердит:
«Нет, плохо мы катались, ты должна понять, что уровень наш опустился»
«Советский спорт»:
« Специалисты совершенно справедливо предполагали,
что острая борьба разгорится в оригинальном танце. Ведь в предыдущие годы чемпионы мира несколько раз проиграли этот вид состязаний Марине Климовой и Сергею Пономаренко, В нынешнем году творческий спор двух дуэтов суждено было продолжить посредством танго. В сложной ситуации оказались ученики Н.Дубовой. Климова и Пономаренко известны как нежный лиричный дуэт, строящий программу на полутонах, рисуя картину танца пастельными красками.
Зато для Бестемьяновой и Букина, славящихся психологической проработкой образов, страстного дуэта, танго – родная стихия.
«Ревность» - так назвали свою композицию Марина и Сергей, Эффектно выглядели они на льду в контрастных костюмах – белом и черном. Но увы, не столь контрастными были изображаемые ими чувства – суть и смысл танго, тем более такого, как «Ревность». Неброская эмоциональность дуэта, сдержанность чувств, которую они противопоставили страстности своих соперников, принесли им оценки высокие, но не высшие. С заметным преимуществом, получив среди прочих и высший балл – 6,0 оригинальный танец выиграли Наталья Бестемьянова и Андрей Букин»
Наташа:
- Я стала накручивать себя к произвольному танцу прямо с вечера, накрутила до того, что стало себя жалко, я начала плакать в разгар Олимпийских игр. Думаю, все шло только от нашего хамства, Мы понимали, что мы сильнее всех, что мы выиграем и начали себе позволять капризы, которые никогда раньше не позволяли, наконец, я поняла, что надо взять себя в руки, иначе я просто вечером выступить не смогу.
Андрей:
- Вместо тренировки мы могли выступать с утра и выглядели бы роскошно. Под музыку все ложилось, просто блеск. Без музыки Наташа такое творила! Я ей говорю: « Наташа, не торопись, музыки нет, сейчас элементики делаем спокойно» Но остановить ее уже было невозможно, она вя горела, неслась, а я был более-менее спокоен, и мы поругались. Я держу эмоции на вечер, а она, может тоже думает о вечере, но ее уже сейчас трясет, с утра.
Никаких восторгов в Калгари до старта я не высказывал – все всхлипы и вскрики после Олимпиады – берег эмоции. Это уже профессионализм, это приходит с большим опытом, когда знаешь, сколько должно быть эмоциональных сил у тебя внутри. Мое же состояние объяснялось еще и тем, что олимпийское золото было последним, чего я хотел добиться в спорте, после Калгари никаких целей уже не стояло. Конечно, мне было обидно, что уже заканчиваю, что все в последний раз, что надо начинать новую жизнь – но я все эти мысли старался оставить на потом, когда закончатся Игры, когда сойду с пьедестала. Хорошим катанием напоследок я хотел самоутвердиться, уйти с гордо поднятой головой.
23 февраля 1988 года. Бледная Тарасова у бортика олимпийского катка «Сэдлдоум» традиционно кивает головой, напутствуя Наташу и Андрея. Они в ответ одобряюще кивают ей. Чуть-чуть. Легким, незаметным наклоном, мол, все будет в порядке, выезжают на середину катка так мощно, так просторно, как могут в мире только они…
Наташа:
- Когда мы вышли на лед, на главный старт в своей жизни, я была в таком хорошем состоянии, так себя чувствовала хорошо, что мне казалось – я готова снести горы. А Татьяна Анатольевна стояла рядом и говорила: « Ничего не нужно делать, кататься нужно средне, это Олимпийские игры, здесь вылезать из себя не надо» Я говорила «да», но сама шла на рекорд, не зная, правда, зачем. И поэтому в начале программы произошел сбой, который сразу привел меня в чувство, Сбой был небольшим, но для нас он – грубая ошибка. Впрочем, сколько я себя помню, с ошибками выступали на Олимпиадах все их чемпионы, такое уж это соревнования. Но долго себе простить ошибку не могла – я же опытный человек. И Андрей меня предупреждал, Вобщем, когда мы откатались, я опять начала плакать. А Андрюшка перестал со мной разговаривать сразу, еще соревнования не закончились.
В оценках я была уверена, повода судьям для сомнений мы не дали, падения не было, а сбой сильного снижения оценок принести не мог, и не был он так заметен.
Оценки:
                    CCCP Канада США ФРГ Италия Авст. Англия Венгр. Фран.
После них в группе осталось выступить еще трем дуэтам, а на поздравления Андрей отвечал:
- А я считаю, еще ничего не закончилось, Соревнования продолжаются и все равно нужно ждать, Хотя оценки высокие и, вобщем, обнадеживают, чего не бывает, это Олимпийские игры…
Потом они поднялись на пьедестал: 1-е Наталья Бестемьянова – Андрей Букин, 2-е Марина Климова – Сергей Пономаренко, 3-и Трейси Уилсон – Роберт МакКолл (Канада)
Впервые за 4 года соперничества Марина и Сергей подали победителям руки для поздравления на пьедестале. Скорее всего, поводом для подобного примирения послужило сознание того, что этому многолетнему соперничеству приходит конец. И, уходя, Наташа и Андрей не затаили на бывших соперников обиды.
Наташа:
- К счастью, мы все-таки друг с дружкой разобрались, После Калгари, в поездке по США, я впервые за эти годы разговорилась с Маринкой по душам и обнаружила, что она веселый, откровенный, отзывчивый, славный человек. И я ее, похоже, не разочаровала.
Но все это будет потом, а пока отклики на их олимпийскую победу.
«Советский спорт»:
«Они улыбались, но глаза оставались грустными, Слишком долго поднимались новые Олимпийские чемпионы к этой вершине, слишком длинный и порой тернистый путь пришлось им пройти прежде чем добиться признания, слишком много сил отдано спорту, и так тяжела теперь мысль, что это самый последний сезон, самый последний пьедестал в твоей жизни.
Не грустите, Наташа и Андрей! Вы уйдете, оставив после себя неповторимое, незабываемое искусство, И мы не забудем программы: «Чаплин», «Кармен» и «Русская ярмарка», «Рапсодия на темы Паганини» и «Кабаре», не забудем и ваши олимпийские «Половецкие пляски»
Но все это - цветы, радость победы и грусть в глазах, все это будет чуть позже, а пока… Нет смысла описывать композицию, исполненную Наташей и Андреем, лучше всего о ней сказал давний соперник наших фигуристов знаменитый Кристофер Дин, который здесь, в Калгари, комментировал состязания фигуристов для австралийского телевидения. «Я так увлекся этим зрелищем, - сказал но, - что не сразу смог очнуться и приступить к работе, я был просто потрясен!»
Выбрав музыку Бородина к опере «Князь Игорь», тренер Тарасова рисковала, Что такое половецкие пляски? Ведь никто из зарубежных зрителей, да и судей, наверняка реально себе не представлял что же это такое, В Праге произошел даже казус – организаторы состязаний не могли даже правильно перевести название в написали так: «Половецкие танцы». Как же донести до зрителя сложную психологию и драматургию половецкой пляски? Да и вообще, такие половцы? Даже такие вопросы раздавались в кулуарах Дворца спорта, Бестемьянова и Букин рисковали остаться непонятыми.
Но рисковать – это их судьба. Они рисковали с самого первого своего появления на международном льду в 1979 году.
Овация, устроенная зрителями, сидящими на трибунах «Сэдлдоума» стала лучшим подтверждением тому, что Наташа и Андрей сумели донести до сердца каждого смысл своего последнего, и потому такого пронзительного танца.
Что испытывает человек, стоящий на вершине горы, которую он только что покорил? Говорят, усталость вперемежку с радостью. Только усталости суть больше. Именно такое лицо было у Наташи, когда она стояла на своем высоком пьедестале, на той вершине, к которой она вместе с Андреем шла долгие годы. И невольно вспомнился их показательный танец на музыку Альбинони, который сами они называют «Непокоренная», где в конце танца Наташа гордо и упрямо поднимает голову – наперекор неудачам и судьбе.
Непокоренные – кажется именно это прилагательное больше всего подходит нашим новый Олимпийским чемпионам - Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину»
«Нью-Йорк таймс»:
«В Калгари Бестемьянова и Букин выглядели на льду яркой звездой на фоне традиционных бальных танцев»
Т.Руиз-Конфорто - Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию (Канада):
- Ваши Бестемьянова и Букин – восхитительны! Какая у них хореография! Как они умеют мыслить танцем! Вот у кого можно было бы поучиться синхронисткам.
Тарасова:
- Они выросли в дуэт, который запомнится на всю оставшуюся жизнь.
«Советская Россия»:
« Как прокомментировали по местному телевидению успех советских фигуристов, они поднялись на пьедестал по трем золотым ступенькам – выиграли соревнования в обязательных, оригинальном и произвольном танцах.
На пресс-конференции Бестемьянову и Букина спросили:
- Возможно, вы знали, что судьба вашего спора с остальными соперниками заранее предрешена, и поэтому катались не так вдохновенно, как раньше?
Наташа:
- если бы мы были столь проницательны, что могли, не выходя на старт, знать о нашем чемпионстве как о вопросе совершенно решенном, то зачем нам было нужно волноваться, кататься с полной отдачей сил? А мы, признаться. Накануне выхода на лед сильно нервничали и катались не щадя себя.
Андрей:
- В конце концов, оценки не имели такого уж важного значения. Главное, мы добились цели, к которой шли долгие двенадцать лет. И что нам особенно приятно, мы, судя по бурной реакции публики, доставили ей радость, нашли путь к ее сердцам.
- Можно ли считать вашу последнюю программу лучшей из всех вами показанных?
Андрей:
- Возможно, со мной не согласятся Наташа и Татьяна Анатольевна, но мне кажется, что лучшая программа у нас была в 1986 году.
- Ваше мнение о выступлении серебряных призеров М.Климовой и С.Пономаренко?
Тарасова:
- Они сделали все, чтобы составить нам сильную конкуренцию, Но, видимо, вынужденный перерыв в тренировках сказался на их спортивной форме – назвать ее лучшей, я не берусь.
- Что намерены делать после Игр? Выступать дальше, или собираетесь прекратить активные занятия спортом?
Наташа:
- Будем выступать на предстоящем чемпионате мира в Будапеште, а затем уже подумаем – подавать ли нам в отставку.
- Удалось ли увидеть в Калгари что-нибудь кроме катков?
Наташа:
- Немного познакомились с городом, Времени было слишком мало, чтобы получить о нем более полное представление. Но это уже разговор не о танцах… А они украсили нам жизнь, принесли самое большое счастье.
А в это время в Москве…
«Советская Россия»:
« Признаемся, разыскать известного в прошлом фигуриста Игоря Бобрина – мужа Натальи Бестемьяновой – нам так и не удалось, Постоянные гастроли ледового театра, которым руководит Игорь, заставляют его частенько бывать вдали от дома. А вот Ольга Букина, жена Андрея, оказалась в Москве.
Ольга:
— Очень рада и за мужа, и за Наташу. Это ведь такая долгожданная, такая выстраданная победа. Вспоминаю, как четыре года назад, приехав из Сараево серебряными призерами, они обсуждали, стоит ли продолжать заниматься спортом. Ребята к тому времени были достаточно титулованными фигуристами, Андрею было уже 27 лет, что по сегодняшним спортивным меркам немало, у нас в семье родился сынишка — Андрюшка. И если уж
продолжать занятия, нужно было нацеливаться еще на целое четырехлетие — до следующих Олимпийских игр. Отважиться на это было непросто.
И все-таки они решились. Рада, что их колоссальный труд не оказался напрасным.
- Наверное, вы дружите семьями?
Ольга:
- Конечно. Очень часто встречаемся вместе за праздничным столом, да и в будни видимся частенько. Хотя, если честно, в последний год мы немного отдалились друг от друга, Понимаете, в своей работе Наташа, Андрей и Т.А.Тарасова всегда чего-то ищут, экспериментируют, а на этом пути не избежать споров, конфликтов. Последний год – именно потому, что он последний – был для них очень трудным в психологическом плане. Позади столько лет большого труда, и ребята очень устали, Это не могло не сказаться и на взаимоотношениях наших семей – мы стали реже видеться.
Рассказываю это для того, чтобы вы поняли чего стоят победы и до какого предела исчерпали себя фигуристы в спортивной жизни. Уверена – они отдохнут год-другой, и в дальнейшем мы будем хорошими друзьями на всю жизнь.
Игорь Бобрин тоже был в Москве, но найти его не удалось, потому что он – студент режиссерского факультета ГИТИСа – как раз в этот день сдавал экзамен.
Игорь:
- Когда они выступали, старался, конечно, не волноваться. Куда там! Они на Олимпиаде в Калгари, Вот-вот их выход. А у меня в Гиттисе экзамен по актерскому мастерству. У нашего педагога В.А. Шалевича экзамен становился настоящим спектаклем, не только с комиссией, но и со зрителями. И мне играть Акакия Акакиевича. До самого своего выхода все бегал вниз по лестнице к телевизору. НО как только там объявили» «На лед приглашаются Наталья Бестемьянова и Андрей Букин» здесь раздался голос: «Бобрин, на сцену»
Не помню как играл, но хвалили меня потом очень. «Какая выразительность, какой нерв!» А я за них нервничал.
На следующий день после после победы в «Советском спорте» появилась статья А.Борисевича «Предисловие к судьбе». Вот отрывки из нее:
« …Ну вот, все позади. Динамики, упрятанные под потолок «Олимпик Сэдлдоума» выдохнули своими электрическими легкими последний аккорд и лавина звуков, обрушившись вниз, словно придавила Наташу ко льду. Она резко и трагично уронила голову, обхватив конек партнера. Андрей выбросил вверх руки и замер. Зал взорвался аплодисментами. Или весь Калгари? Или весь мир у экранов телевизоров?
И можно будет легко и покойно сидеть в тихой, пустой квартире, бродить просто так по улицам и протягивать ладони навстречу падающему с сумеречного московского неба снегу, неожиданно обрадоваться тому, как чисто и славно режется хлеб острым ножом на деревянной доске.
Ах, это неправда, что, осуществляя мечту, мы обкрадываем себя. На вершине думается о подножии. У подножия – о вершине. Таковы уж природа человека, ему необходимо «перетекать» из одного состояния в другое.
…Наташа стояла окаменелая, И повторяла: « Я устала, устала, не обращайте внимания» Андрей силился улыбнуться, вяло уговаривая окружающих, что борьба еще не закончена, потому что не все еще выступили. До выхода последнего участника оставалось десять минут, десять минут после того, как у них все осталось позади.
Я сидел в редакционной библиотеке, листал подшивки, пытался разом постичь, осознать их путь, восстановить заново. Струился за спиной неторопливый разговор сотрудниц, хлопали двери, входили и выходили люди. Понимал, что надо бы взглянуть на них свежим взглядом, ведь столько писано-переписано...
Легко сказать. Трудно взглянуть. Ехидненько так себя подначил: «Это неважно, в каком положении вы находитесь, важно направление в котором вы двигаетесь» И тут же подумал: «Ба, а ведь неплохое определение для Них, - как-то машинально, сама собой выросла уважительная, прописная «Н». Ведь не понимали и не принимали когда-то. Не далее как 10 лет назад. «Эксцентричны – чрезмерно! Характерны – чересчур!»
А они уже выбрали направление. И пошли.
…А вот Марина Климова – она вдруг плечиком поведет, пальчик кокетливо выставит – мороз по коже – голос за спиной возвращает в библиотеку, - нежно, лирично, тонко, Короче, по мне.
У Бестемьяновой и Букина всего сверх всякой меры, Наверное, эти недостатки – продолжение достоинств. Но я не успеваю за ними переживать, Чувствами опаздываю.
А ты, - вступает другой голос, - прикоснись ненароком к горячему утюгу. Взбодришься и станешь поспевать. Или поставь перед телевизором таз с холодной водой и опусти в него правую ступню. Тоже резко повышает степень восприятия.
Шутки в сторону, - говорит третий, - У Них ( здесь я отчаянно ощущаю прописное «Н» не доберешься сразу до дна, до конечного смысла. Да и есть ли он, конечный смысл? Я «Половецкие пляски» три раза видел, «Кармен» - раз пятнадцать. «Русскую ярмарку»… И каждый раз – откровение.
- А вы видели лицо Наташи на рапиде? – это уже произносит четвертый, - страшно напряженное. Устала. И Андрей устал. Только делает вид. Сколько же они отработали! За столько лет!
О них говорят по-разному. Но никогда – равнодушно. Разве можно быть равнодушным к их искусству?
Мы всегда приглашаем в гости людей лично нам симпатичных. Добрых собеседников, верных товарищей. Нажимая на клавиатуры «Темпов» и «Рубинов», мы столько лет предлагали им: «Заходите!» И они заходили, И говорили, Им было что сказать. Нет, лучше так: значит, им было что сказать, а нам послушать, В этой сумасшедшей стремнине с тысячей и одной заботой. Но откуда такая притягательная сила, заставляющая нас остановиться и бросить якорь? И вглядываться, вглядываться, И волноваться. И наслаждаться, И думать. Откуда?
Умение перевоплощаться, точно доносить настроение, передавать чувства, самые неуловимые оттенки чувств…Умение точно выверенному логическому ходу танцевального сюжета придать непринужденный, импровизационный характер… Активная работа мысли, образное мышление и требовательность к себе… Не заучивают все механически, а глубоко стараются осознать каждое движение…Одаренность и неповторимая индивидуальность, душевная щедрость и большая смелость…
Я цитирую газетные и журнальные публикации. Все верно, все точно и продолжать можно еще достаточно долго. Но, кажется, не хватает одного какого-то штришка, слова, фразы. Рискну написать ее: «абсолютная верность себе, при абсолютном отсутствии внутреннего редактора» Оглянитесь вокруг, и вы поймете какое это редчайшее, уникальное качество.
Нагрянули телевизионщики - снимать предолимпийский сюжет.
…Пятнистый дог бегает по квартире. Игорь Бобрин, муж Наташи, разливает кофе, а сама Наташа утонула в диване, отважно глядит в глаза кинокамеры, рассказывает:
- Мне нравится быть модно одетой, Современная женщина – это самостоятельность, умение отстаивать свое мнение. И она – хранительница очага, Очень люблю свой дом. Он меня согревает и лечит от невзгод. И обязательно – интересная работа, Есть еще один дом, который меня ждет. Это Театр ледовый миниатюр, которым руководит Игорь. Вы знаете, у нас столько задумок! И она, позабыв о съемке, говорит о предстоящих спектаклях, о зрителях, которые придут, а может быть, и нет. Словом, о будущем.
Кто там сказал, будто все позади? Все, представьте, только начинается. Потому что Прошлое, всегда предисловие в Судьбе»
А теперь вернемся в олимпийский Калгари.
Наташа:
- Потрясло то, что когда на следующий день после произвольного танца мы отправились погулять по городу, нас узнавали, - и каждый встречный поздравлял, желал успехов. Я была в таком ужасном стрессе, что для меня эти добрые пожелания как будто задыхающемуся давали кислород – я приходила в себя.. Это Олимпийские игры. Только через два дня я поняла, что Олимпиада закончилась. Наступило такое счастье и такая успокоенность. Последнюю неделю в Калгари я помню как постоянное солнце и покой.
В.Мелик-Карамов:
- Через пару дней после триумфа Наташи и Андрей фотокорреспондент попросил их вновь приехать ко Дворцу спорта «Сэдлдоум».
Он вывел новый Олимпийских чемпионов на мостик-переход над наземным метро. Фотограф метался: ему мешали даже редкие прохожие, сразу узнающие фигуристов и мечтающие взять автограф.
Андрей достал из кармана две медали, два желтых крягляша, ради которых прожита большая часть их жизни. Я смотрел на эту съемку и думал, как несправедливо и как закономерно, что вот так рука об руку, они теперь никогда уже не будут. Ветер неожиданно рванул гриву Наташиных волос, она качнулась, и Андрей недовольно нахмурился, Он еще был партнером в дуэте, на которого опирается партнерша.
В один из дней Бестемьянова и Букин вместе с Анненко - Сретенским и Климовой – Пономаренко посетили в Калгари среднюю школу, названную в честь Уинстона Червилля, В актовом зале школы собралось около 300 учеников старших классов. У
них ради встречи с Олимпийскими чемпионами отменили уроки физики и эстетики.
Фигуристы рассказали о себе, а затем долго отвечали на вопросы аудитории.
- Где вам больше понравилось, в Калгари, или в Сараево?
Наташа:
- Каждый город неповторим и имеет свои прелести.
- Какими должны быть спортсмены, идущие на смену чемпионам?
Андрей:
- В спорте каждый должен идти своей дорогой, иметь свой индивидуальный почерк. И еще – терпение.
Наташа:
- В последний вечер в Калгари, в часы показательных выступлений я прощалась со спортом. Я знала, что еще поедем на чемпионат мира, но Олимпиада, последняя в жизни – финиш. На показательных мне хотелось выложиться как на последнем в жизни выходе на лед. Тем более нас принимали восторженно. Наверное, каждый человек, если он занимается творчеством, всегда мучается – правилен ли его путь. И только публика своим единогласным признанием помогает избавиться от этого состояния, В этот вечер я поняла окончательно: да, все в моей спортивной жизни было правильным.
На показательных мы радовались и шалили словно дети, На разминке принялись изобретать какие-то необыкновенные поддержки, хотя - впервые за много-много лет - никто от нас этого не требовал…
Заиграла музыка, мы оторвались ото льда и полетели. На показательных такое случается, на соревнованиях никогда.
Так закончились Олимпийские игры.
« Московский комсомолец»:
« Как описать это время – часы, минуты, секунды, когда диспетчер виноватым голосом кв который уже раз повторил, что рейс задерживается.
Задерживается, задерживается…
Ну, наконец-то! 23ч. 01 мин.! Пожалуй, последнее строго хронометрируемое время олимпийского расписания.
Вот, а теперь представьте себя на нашем месте, Гигантский аэробус прогрохотал по бетонной полосе, опустились трапы – и вот они герои-олимпийцы! Кому отдать предпочтение? У кого брать экспресс-интервью?
Вопрос к хоккеисту Валерию Каменскому:
-Валерий, чем для вас были эти две недели?
Каменский:
- А если я скажу, что они всю мою жизнь вместили? Вы поверите?
Мы поверили, потому что мы видели лицо Наташи Бестемьяновой, когда она спускалась с трапа самолета и вдыхала морозный московский воздух, И нет, простите, у нас слов, чтобы передать выражение ее лица.
- Наташа, ваш танец длился несколько минут, А что он стоил вам и вашему партнеру?
Наташа:
- У одного художника как-то спросили: «Сколько вы писали эту картину?» И он ответил так: «Я ее писал всю жизнь, а написал за один день»
Быть может, нам показалось, но, похоже, мелькнуло у Наташи в глазах и чувство грусти, Главная вершина взята, она уже позади, Короткий он, спортивный век, И Олимпиады бывают только раз в 4 года. И что стоит мгновенный и одновременно кажущийся вечностью промежуток времени между стартом и финишем, знают только они – атлеты, покоряющие Олимп.
Спустя несколько дней после прилета из Калгари тренер Олимпийских чемпионов Татьяна Тарасова дала интервью газете «Советская культура».
Тарасова:
- И все-таки Олимпиада в Калгари была и самой легкой,
и самой тяжелой. Легкой потому, что и Наташа, и Андрей пришли к ней на пике своей спортивной формы, они убедительно победили на предолимпийском чемпионате Европы, и при этом сохранили силы для выступления к Калгари, Мы были уверены в победе, но определенный диссонанс в этот период внесла… наша пресса. Сразу в нескольких газетах появились статьи, в которых ставились под сомнение заслуги этой танцевальной пары, Я не против полемики, но против «закулисных историй», которые никогда и никому не приносят пользы. Что же касается Наташи и Андрея, то их выступления в Канаде дали ответ на вопрос, кто сегодня сильнейший в спортивных танцах. На Олимпиаде в Калгари, на мой взгляд, победило не только мастерство спортсменов, которых я тренирую, но и та линия, которой придерживаюсь в последние годы. Сегодня мало только высокотехнично кататься, нужно еще вносить в танцы элементы драматургии, то есть создавать ледовую миниатюру, близкую по своему сценическому воплощению к балетному спектаклю, где есть сюжет, есть реальные действующие лица. .. Этого, мне кажется, не хватает паре, занявшей второе место.
- Не испытываете ли вы грусти оттого, что закончила свои выступления выдающаяся пара Бестемьянова и Букин?
Тарасова:
- Наташа и Андрей в ближайшее время еще примут участие в чемпионате мира, А потом… Грустно, конечно, но хочу надеяться, что в Театре ледовых миниатюр, куда уходит моя воспитанница, ее талант засверкает новыми гранями. Рада была бы видеть среди солистов «Всех звезд» Андрея Букина. Мне кажется, что вот именно сейчас он достиг своего апогея настоящей драматической личности, и его уход с ледовой арены был бы во-многом невосполнимой потерей…
Но Олимпийскими играми сезон у фигуристов не заканчивался. В конце марта предстоял еще чемпионат мира в Будапеште.
Наташа:
- Перед отъездом на чемпионат мира мне сказали, что Татьяне Анатольевне плохо, она легла в больницу. Честно говоря, в первый момент я не поверила, что ей так плохо, а подумала, что она решила уйти от забот, хотя знала, уже давно она себя неважно чувствует. Приступы у Татьяны Анатольевны повторялись чаще и чаще, вот и подошел предел, наступил кризис. Он мог бы произойти и раньше, но Татьяна Анатольевна наметила, должно быть, для себя, сколько надо продержаться и продержалась, больше не смогла. Я знала, как Татьяна Анатольевна на соревнованиях много делал для нас, поддерживала и, наконец, уже вошло в привычку чувствовать ее рядом. И было очень страшно, что мы едем без нее.
Без Татьяны Анатольевны мне было плохо, но ни разу не сомневалась в себе. Дней за пять до отъезда мы с Андреем поссорились. На льду и очень сильно. Он перестал появляться на тренировках. Я ходила одна, и одна каталась. Так продолжалось три дня – Андрюша не приходил. Но я для себя решила, что так, наверное, лучше. Мы были в хорошей форме, и эти тренировки уже так необходимы не были, важно было другое, сохранить силы.
Возможно, перерыв и был необходим, но я перенесла его тяжело. Если Андрей может несколько дней не тренироваться, то я быстро выхожу их формы. И поэтому, когда мы в Будапеште впервые пришли на тренировку, меня трясло так, будто я впервые вышла на лед. К счастью, первая тренировка никакого значения не имела, судей на ней не было, мы просто катались. А уже на следующий день стали показываться, и, по-моему, очень неплохо. Бетти Калловэй мы передали письмо, которое ей написала в больнице Татьяна Анатольевна, и Бетти не расставалась с нами до конца соревнований. Помочь она могла только в первой части чемпионата – в обязательных танцах, но совсем по-другому чувствуешь себя, когда знаешь, что кто-то пришел с тобой, кто-то рядом за бортиком стоит. Иногда ведь не важно, что сказал тренер, важно, что он отвлекает от того, что мешает на соревнованиях. Направляет твои мысли, и ты уже думаешь об элементах, а не о том, кто и как себя ведет.
Бетти сидела и на всех наших тренировках. Мы к ней подъезжали, правда, не во время тренировки, как к Татьяне Анатольевне, а после, она говорила: «Молодцы, хорошо» - и что-нибудь еще в этом духе, не больше. Больше и Татьяна Анатольевна обычно в такое время не говорила. Бетти, кстати, делала иногда замечания и даже правила элемент. Татьяна Анатольевна во время соревнований старалась нас не трогать, а Бетти продолжала учить…
Андрей:
- Появление с нами Бетти привело в некоторое волнение руководителя делегации Н.М.Попова, председателя ленинградского спорткомитета, Он отпустил шутку, которая нам не понравилась: «Ребята, а чего это вы с английским тренером ходите? У нас что, своих нет?» Мы попросили А.Г.Горшкова чтобы он объяснил руководителю делегации: наши консультации у Бетти не означают, что мы вскоре уезжаем в Англию просить политического убежища. Почему нам отказываться от классного тренера, который согласен с нами работать? Видим, Горшков успокоил Попова, поскольку дальше наш руководитель, во всяком случае, при нас, не нервничал.
Отсутствие рядом с чемпионами их тренера вызвало вопросы у журналистов, на которые они отвечали так:
Наташа:
- Для нас чемпионат необычен потому, что впервые на турнире мы без тренера, Татьяна Анатольевна осталась в Москве из-за болезни.
Андрей:
-Правда, мы довольно «большие дети», но все же чувствуем себя немного не в своей тарелке, несмотря на внимание и гостеприимство хозяев. Ведь для спортсмена на ответственных соревнованиях важна любая, даже самая незначительная деталь, нарушающая привычную обстановку. И все же мы полны решимости защитить чемпионский титул.
22 марта танцоры открыли этот чемпионат обязательными танцами: танго «Романтика», квикстеп и венский вальс выиграли Бестемьянова и Букин.
После оригинального танца – танго они упрочили свое лидерство. Оставался произвольный танец – последний с их многолетней спортивной биографии.
Наташа:
- Мы хорошо провели тренировку и откатали произвольный танец так, кА мне хотелось весь сезон. В конце сезона всегда трудно, но тут такая пришла свобода, такая легкость. Анна Ильинична Синилкина, почетный председатель нашей Федерации, сказала: «Вы так резво начали, что я даже испугалась». В ногах был такая сила, а в сердце – такое желание! Приятным было и то, что наш стартовый номер оказался последним. Мы редко завершали турнир. А тут последние наши соревнования – и мы их замыкаем! Когда музыка кончилась, я поняла – победа…
Оценки:
                    ЧCCP Польша Венгр. ФРГ Англия СССР Канада США Фран.
- Чемпионами стали Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Это был последний старт в их спортивной биографии, Наталья и Андрей покидают большой спорт, Сколько было таких стартов в жизни этих фигуристов – вот последний. Видимо, вмешалась «рука судьбы» в то, что по жребию они выходили на лед последними, И это было символично. Мастера ставили точку, и не могло быть многоточия.
Последний раз мы видели Бестемьянову и Букина в соревновательной борьбе, и это был, как всегда, вдохновенный порыв, бурлящая страсть. Когда спортсмены сели в кресло перед камерой, не было традиционных улыбок с горящими глазами. Была только усталость и спокойная удовлетворенность, Но усталость не сиюминутная, от выступления, а от многих лет большого труда и удовлетворенность от сделанного. И мы говорим: «Спасибо вам, Наташа и Андрей!»
На последней своей пресс-конференции чемпионы сказали:
- Все эти годы мы жили одной мечтой, чтобы наши танцы остались надолго в памяти зрителей, чтобы в каждом танце была своя оригинальная идея.
На показательных выступлениях Наташа и Андрей исполняли свои любимые и знаменитые и любимые композиции:»Андалузский танец», «Непокоренную» и «Цыганочку»..
После чемпионата мира, по традиции сильнейшие фигуристы мира отправились в турне по городам Европы, которое завершилось в столице следующего чемпионата мира-89 в Париже.
Наташа:
- В последние годы всюду за нами ездили две девочки – бельгийки, две сестры – Элен и Николь Тангле. Они знают и любят нас, как никто, чувствуют даже, когда мы в ссоре. Старшая ровесница Андрея, младшая – моя. Я не думаю, что у них много денег, потому что они приезжают туда, куда можно доехать на машине. Младшая носит прическу всегда такую, как у меня, заранее спрашивает: «А что ты сделаешь на следующий год?» Элен и Николь приехали в Париж на последнее наше показательное выступление. Когда мы уже простились, и они пошли к машине, я вдруг вспомнила, что забыла им что-то передать, подбежала и увидела, младшая в истерике. Я сама вся изрыдалась: «Париж, Берси (Дворец спорта), никогда я больше вас не увижу!»
Европа еще рукоплескала Бестемьяновой и Букину, а в прессе уже подводились итоги их долгого спортивного пути. Мнения были противоречивы.
С.Токарев:
- Рискуя вызвать на себя град каменьев, возьмусь утверждать, что Бестемьянова и Букин могли на спортивном пути, пришедшем к концу, совершить неизмеримо больше. Какое ослепительно яркое дарование: своеобычное, чисто русское, досталось когда-то Тарасовой в лице Наташи! Что до Андрея, то у нас в стране такого партнера еще не было, он в одном ряду с легендарным Фордом и великолепным Дином: те, может, аристократичней, так сказать, джентельменистей, зато у него актерская палитра много богаче…»
О.Полонская «Тайна танца»:
- За много лет знакомства с Н.И.Дубовой я иного раз садилась за письменный стол с мыслью написать о ней и ее учениках. Но всякий раз чистый лист летел в корзину, потому что у меня все еще бегали мурашки по спине от бестемьяновского «Пасодобля» и «Непокоренной», а надо было писать о кристально чистых Климовой и Пономаренко, от которых, хоть ты тресни, мурашек не было.
Споры, споры… Кто лучше, кто достойнее, кто победит? Они сопровождали эти две пары вплоть до Олимпийских игр. Но отгремели салюты в Калгари, а потом в Будапеште, И все вдруг встало на свои места – в этом долгом 4-летнем споре «золото» досталось воспитанникам Тарасовой Н. Бестемьяновой и А.Букину
«серебро» ученикам Дубовой Климовой и Пономаренко. Но, в который раз посмотрев «Пасодобль», я вдруг поняла, что такими танцы, скорее всего, больше уже не будут никогда. Они могут существовать в таком виде в ледовых ревю, профессиональных балетах. Но не в большом спорте, который уже перевернул эту страницу своей истории, и мода на страсти, достигнув в Калгари своего пика, пройдет, как проходит она на широкие плечи и короткие юбки. Как бы блестящи и талантливы не были носители этой моды, этого стиля.
С ней не согласен Г.Карпоносов:
- Кстати,
о Бестемьяновой и Букине.
Не так давно, когда Наташа с Андреем еще катались, вдруг появляется разгромная статья: мол, этот дуэт себя изжил, стиль их танца не тот, это уже прошлое. Вправе ли мы отказываться от наследства? Уверен, их мастерство заслуживает того, чтобы еще долго быть примером для многих.
Летом вышел указ о награждении Н. Бестемьяновой , А. Букина и Т.Тарасовой орденами Трудового Красного знамени.
Наташа:
- Мы пока не решили, будем ли принимать участие в проводах – этой торжественной «похоронной» церемонии. Пока нам этого не хочется, тем более что «Московские новости», на которых обычно провожают фигуристов, будут в Ленинграде, а наш спортивный путь связан с Москвой. Андрюшка тоже считает, что тяжело переживать подобные «праздники»…
PS: В работе над текстом использованы материалы :
Книга И.Бобрина, Н.Бестемьяновой и А.Букина «Пара в которой трое», статьи, интервью и репортажи с соревнований по фигурному катанию 70-80-х годов журналистов В.Мелик-Карамова, С.Токарева, С.Шачина, А. Шелухина, А.Башкатова, О.Полонской и др. из журналов «Физкультура и Спорт», «Спортивная жизнь России», «Смена», «Советская женщина», «Огонек», газет «Советский спорт», «Правда», «Комсомольская правда»,«Советская Россия»,«Советская культура», «Московский комсомолец», «Московские новости» и др.