[ новости ] [ фотогалерея ] [ биографии ] [ видео ] [ материалы ] [ Театр ] [ ссылки ] [ контакты ] [ гостевая книга ]



С е з о н  78/79


Этот сезон стал принципиально важным этапом в спортивной биографии Бестемьяновой и Букина. Для произвольной программы Татьяна Анатольевна предложила ученикам мелодии из кинофильмов Чарли Чаплина. Хореографом программы была Елена Матвеева. Танец придумали в Москве за несколько дней, но затем после отпуска наступил период обкатки и спортсменам пришлось нелегко.

Тарасова:

- Нужна была программа, чтобы их заметили, И чаплинский танец сделал свое дело. Постановка этого танца далась нам трудно, история работы над ним так же трагикомична, как и сам гротескный танец.
Когда мы уже работали над этой программой, но у нас еще мало что получалось, Андрюша вдруг уселся на бортик и начал кричать, что мы зря все это затеяли, зря тратим время, он себя знает и уверен, что умрет, а выкатать танец, в котором нет ни одной медленной части, не сумеет. Он сидел и плакал на этом дурацком бортике, а я стояла рядом, гладила его по голове и внушала, что это ступенька, через которую необходимо перешагнуть. Вся жизнь состоит из того, что мы идем по лестнице, преодолевая с трудом, или легко новые ступеньки. И не пройдет полутора месяцев, как он сумеет катать две части, потом три, потом всю программу.
Дело происходило в Томске, перед выходным днем я хотела устроить прогон двух частей, но Андрей упал и не мог кататься дальше.
Ночью Букин исчез. Я сидела на окне гостиницы на четвертом этаже, свесив ноги на улицу, ожидая, когда он выгуляется. Он пришел, когда уже светало. Увидев меня со свешенными ногами и с завязанной полотенцем от сумасшедшей боли головой, он, бедный, чуть не лишился чувств. Потом я кричала, что люди, у которых нет сил, так себя не ведут. Они спят, а не шляются по ночам, и пообещала поставить ему еще одну такую же программу. Я не пускала Андрея к себе целый день, не выходила из номера сама. Он все это время сидел за дверью. Там ел, и пил, и ждал, когда я его прощу.

А вот ощущения от этого танца самих фигуристов.

Наташа:

- До этого я каталась в основном, под классическую музыку и не предполагала, что смогу выразить себя в чарльстоне с его почти мультипликационной стремительностью и остроумием. Но оказалось, что наш тренер Татьяна Тарасова лучше понимает меня, чем я сама. Для моего партнера эта композиция тоже в какой-то степени была сюрпризом, но он быстрее, чем я понял и принял ее, а затем помог мне постичь новые для меня образы.

Андрей:

- Эта композиция давалась мне тяжело. Иногда мне казалось, что докатать танец до конца невозможно - не хватит сил. Но ничего, катался.

После Томска работа над танцем продолжилась в Одессе, где их впервые увидел Михаил Жванецкий.

Тарасова:

- Он смотрел на Наташу и Андрюшу долго, потом сказал: « А знаешь, Таня, в них есть то, чего нет в других, в них есть юмор. Я буду им читать»

Но юмор был не только в них самих, самое ценное, что они могли донести его до зрителя.

Тарасова:

- Кстати, уметь смешить – одна из самых сложных задач. Заставить плакать куда легче. Великих комиков значительно меньше, чем великих трагиков. Никто, кроме Наташи и Андрея, да еще Игоря Бобрина, не умеет этого делать на льду - смешить публику. Умение заставить зрителя хохотать, это невероятное богатство. И, наконец, это использование своих сильных сторон.

Необычный танец требовал соответствующих костюмов. И они были созданы по эскизам знаменитого художника-модельера Вячеслава Зайцева.

Тарасова:

- Удачными считаю костюмы, в которых ребята танцевали под музыку из чаплинских кинофильмов – черные с белым рукавом. И хотя мне многие говорили, что в таких костюмах ребята будут смотреться без рук, этого не произошло, и по сей день я не знаю костюма, который бы так соответствовал стилю танца. Небольшой, воткнутый в петлицу красный цветок, как завершающая точка в идеальном, с моей точки зрения, по гармонии костюме.

Неоднозначный по содержанию танец вызывал у зрителей многообразные чувства и ассоциации. Вот, к примеру, каким увидели его два человека, два журналиста.

С.Токарев:


Бестемьянова-Букин - Номер на мелодии Чарли Чаплина эксцентричный и, так сказать, битком набитый находками. Эти двое словно купались в нем, сами наслаждаясь каждым шагом и жестом. Наташа смеялась во весь рот, Андрей гарцевал развалистой какой-то походочкой, вращал глазами, удивляясь себе, вертя воображаемой тросточкой. Номер выглядел так, словно рождался на глазах у зрителей, каждый трюк был, похоже, не заучен, был сиюминутен, и нам было весело и немного грустно, будто старый добрый Чарли в котелке и огромных штиблетах куролесил перед нами, вызывая хохот и слезы.

А.Баташов:

- Они вышли на лед под всем известную бесхитростную мелодию и сразу же, вроде бы играючи, соединили в своем стремительном танце зрительские ассоциации, связанные с искусством великого мастера. Эта программа не была воспоминанием-иллюстрацией, сокращенной и видоизмененной формой знаменитых кинофрагментов. Фигуристы продемонстрировали свой вариант извечного чаплинского сюжета, в котором драматизм обстоятельств открывает в героях способность безошибочно балансировать на грани риска, чтобы помочь друг другу, чтобы сохранить достоинство, чтобы не изменить своим, пусть порой наивным и даже смешным представлениям о чести.
Эта композиция была неожиданностью и для зрителей, и для специалистов, и для самих исполнителей. Публика всегда жаждет перемен, и когда появился дуэт, манера которого отвечала пусть никем не сформулированным, но достаточно определенным ожиданиям, зрители сразу отдали свои симпатии Наталье и Андрею.
Специалисты были поражены: ведь обычно смена стиля в танцах на льду происходит только тогда, когда уходят чемпионы. А на этот раз новички показали новый образ ледовой хореографии, не дожидаясь последнего выступления лидеров и совершенно не испытывая той робости перед зрителями, которая вызывает снисходительное сочувствие к дебютантам.
Сезон Бестемьянова и Букин открыли выступлением в столице Чехословакии на турнире «Пражские коньки», где заняли 2-е место. Затем старт в Лужниках на традиционном турнире «Московские новости». После обязательных и оригинального танцев они шли пятыми, произвольный танец вывел их на общее 4-е место с оценками:

Техника:      5,4    5,3    5,6    5,4    5,6    5,5    5,5
Артистизм:   5,4    5,3    5,7    5,3    5,8    5,6    5,7

«Советский спорт»:

« Взбудоражила весь зал темпераментная, готовая в любую минуту взлететь надо льдом 18-летняя Наталья Бестемьянова в паре с Андреем Букиным. Татьяна Тарасова два года экспериментировала с этими танцорами и нашла в ритмах музыки Чарли Чаплина ключ к индивидуальному почерку дуэта»

Л.Пахомова:

- Отход от традиционных построений явно ощутим в программе Бестемьяновой и Букина, в ней настойчиво подчеркиваются гротескные нотки, которые прежде могли существовать лишь в показательном танце.

Чемпионат СССР-79 проходил в Запорожье. И вновь лишь 6-е место после обязательной программы, но благодаря чаплинскому танцу они 4-е.
Оценки достаточно высоки:

Техника:      5,7    5,6    5,8    5,5    5,6    5,5    5,5    5,5    5,7
Артистизм:   5,7    5,8    5.9    5,8    5,7    5,7    5,4    5,7    5,7

«Советский спорт»:

« Большой успех выпал на долю Бестемьяновой и Букина, чья композиция из 5 частей включила широко известные чаплинские мелодии»
На чемпиона Европы в Загреб третьим номером сборной поехала свердловская пара Наталья Карамышева-Ростислав Синицын, которые на турнире в Москве проиграли Наташе и Андрею, но в Запорожье опередили их, став третьими.

А дебют дуэта Бестемьянова - Букин на мировой арене состоялся спустя месяц в Вена на чемпионате мира.
Там в Вене, через 5 лет после первой, состоялась вторая встреча уже повзрослевших, с другими партнершами, Кристофера Дина и Андрея Букина.

Андрей:

- В обязательной программе был венский вальс, и я впервые обратил внимание, как Дин делает чоктау - типичный элемент, основа основ в танцах. У него ножка так аккуратненько и развернуто подходила к другой ножке, картинка! Он еще не был тогда идеальным партнером, не так тонко чувствовал музыку, но у него была поразительная выворотность. Мы проиграли Джейн Торвилл и Кристоферу Дину обязательные танцы. В венском вальсе я зацепился за борт.

В итоге англичане заняли 8-е место, Наташа и Андрей 10-е. Их произвольный танец был принят зрителями с восторгом, а свист и топот стали реакцией на судейские оценки:

                    СССР Англ. Венгрия ФРГ Швейц. Канада ЧССР Австр. США

Техника:       5,4      5,6      5,4      5,5      5,2      5,3      5,1      5,1      4,9
Артистизм:   5,6      5,7      5.3      5,6      5,1      5,1      5,0      5,4      5,1

Не обошла вниманием дебют москвичей и пресса, правда, и тут оценки были разноречивы.

«Советский спорт» (А.Башкатов):

« Теперь, когда советская школа танцев на льду прочно удерживает лидирующие позиции и диктует моду, дебютировать нашим танцорам, конечно, легче, чем раньше, когда новый подход к танцам только пробивал себе дорогу. И поэтому наши танцевальные дуэты, впервые показываясь судьям на чемпионатах мира и Европы, нередко, входили сразу же в первую пятерку. В этом сопоставлении 10-е место Бестемьяновой и Букина, конечно же, порадовать не может. И хотя молодые наши танцоры показали все, что нынче умеют, поддержки у искушенных арбитров они, можно сказать, не нашли. Думается, эксперименты по комплектованию «танцевальной команды» хорошо бы отложить на следующий олимпийский цикл. Ведь в Лейк-Плэсиде каждое очко будет на счету»

«Труд» :

« И еще об одной паре – дебютантах московского «Труда» 19-летней Наталье Бестемьяновой и Андрее Букина, которому 21 год. Вроде бы и хвалить особо не за что – 10-е место. Но это был как раз то случай, когда арбитры и зрители резко разошлись в оценке увиденного. Трудно передать как «зажгли» огромный зал огневая, озорная Наташа и ее деликатный, державшийся словно в тени партнер Андрей! Однако, традиции судейства в фигурном катании остаются прочными: арбитры еще не присмотрелись, не привыкли к новой паре. Они всегда не очень жалуют новичков. Но уверен: привыкнут, оценят по достоинству, и вскоре откроют талантливому, самобытному дуэту дорогу к спортивной славе. Разумеется, если сами Наташа и Андрей будут совершенствоваться, искать новые оригинальные ходы, создавать новые программы»

«Фолькштимме»:

« Необычная, в корне отличающаяся от других программа Бестемьяновой и Букина явно пришлась по вкусу публике. И исполнена она была на высоком уровне. Жаль, что судьи, боясь потерять авторитет, не развеселились вместе со зрителями. И не отдали должного этим интересным, самобытным фигуристам»

В.Мелик-Карамов (АПН):

- 16 марта: Прекрасно выступили молодые ученики Т.А. Тарасовой Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. И хотя я не могу отнести себя к приверженцам танцев на льду, эта пара мною любима за непохожесть и озорство, и я искренне рад, что именно они оказались на чемпионате мира. Танцевали они под музыку из кинофильмов Чаплина, в танце довольно эксцентричном, но на том высоком уровне мастерства, на который тяжелее всего поднять эксцентрику. А они осилили этот нелегкий груз и осилили великолепно. чаплинский танец Когда, проезжая вдоль трибун, Наташа показала им язык, зрители были в полном восторге. Этот восторг судьи не разделили, в итоге 10-е место.
17 марта: Днем пришло известие – Лоуренс Деми, председатель технического комитета по танцам, собрал судей, судивших танцы, и выразил сомнение в квалификации арбитров, поставивших Бестемьяновой и Букину оценки ниже 5, 4 балла. Он обвинил их в ретроградстве и нежелании поддержать новые направления в этом виде фигурного катания. Я перелистал протокол, Если бы оценки Андрея и Наташи были не ниже 5,4, то занимаемое ими место оказалось бы не 10-м, а 4-м, или 5-м, то есть у подножия пьедестала. Деми добавил, что на его взгляд (Рад, что наши взгляды с господином Деми совпадают ) этому дуэту принадлежит завтрашний день. В конце концов, Деми настоял, чтобы они приняли участие в показательных выступлениях. Само по себе событие уникальное. Пара, занявшая 10-е место – и показательные выступления!
С.Кононыхин:

- Много дискуссий вызвал в среде специалистов чаплинский танец. Легкий и насмешливый, гротесковый и эксцентричный, он поражал неожиданностью и заставил кое-кого засомневаться: а можно ли так? Некоторые судьи и тренеры находили, что танец, поставленный Тарасовой, близок к шоу, к показательным концертным номерам. Мне же кажется, что в многообразном мире танца есть еще огромные неиспользованные возможности, и каждое новое, нестандартное решение можно только приветствовать. Действительно, «чаплинская» композиция способна быть украшением любого ревю, и в то же время, она в высшей степени спортивна, технически очень сложна и требует от партнеров совершенного владения коньком.



...............................................................................................................................................................................
д о м о й <<назад * вперед>>