[ новости ] [ фотогалерея ] [ биографии ] [ видео ] [ материалы ] [ Театр ] [ ссылки ] [ гостевая книга ]



"Ш А Л У Н"   П О К О Р Я Е Т   М И Р


(А.Коваленко «Спортивная жизнь России» 1981г)

Мы обычно видим их на экране телевизоров, где фигуристов показывают крупным планом, отчетливо различая каждый жест, каждое движение. Мы узнаем наших чемпионов в толпе, среди множество других лиц… И все-таки как мало мы их знаем, как плохо представляем ту большую, трудную жизнь чемпионов, которая скрыта от нас, которая остается «за кадром». А знай мы их лучше, весь их путь, пройденный до пьедестала, мы бы любили и ценили этих ребят еще больше.
Так думала я, возвращаясь домой после встречи с Игорем Бобриным. Ощущение было такое, словно мне сделали очень ценный подарок. Да это и впрямь подарок: поговорить с умным, добрым, душевным молодым человеком, услышать его спокойную рассудительную речь, наполненную приятным юмором и лишенную даже тени рисовки.
В те дни Игорь ненадолго приехал в Москву со своим новым тренером Юрием Львовичем Овчинниковым, был очень занят, но на мою просьбу дать интервью откликнулся сразу и тут же стал договариваться о времени встречи.
Уже после нашего первого телефонного разговора я почувствовала, что за человек Бобрин. Еще не беседуя с ним, не встречаясь лично, могла сказать, что он хорошо воспитан, доброжелателен и с уважением относится к людям. И была очень рада, когда увидела, что мое первое «телефонное» впечатление не было ошибочным. Разговор у нас был долгим, для меня очень интересным. И вот я спешу поделиться с вами всем, что приобрела во время этой встречи.
Как он пришел на лед? 90% фигуристов обязаны посвящением в этот вид спорта родителям. Именно их упорство, их настойчивость, я бы даже сказала, фанатизм делают из маленьких мальчиков и девочек больших спортсменов.
Мама Игоря Бобрина Мария Ильинична, работавшая киномехаником в одном из ленинградских кинотеатров, была незнакома с миром фигурного катания. Да и сам этот вид спорта был в то время далеко не так популярен, как сейчас. Не мода, а беспокойство о здоровье сына, тяжело переболевшего воспалением легких, заставило Марию Ильиничну привести Игоря на лед.
- Мальчик должен больше быть на свежем воздухе, – советовали врачи.
Ну что ж, - решила Мария Ильинична, - фигурное катание как раз подойдет Игорьку. На конечках кататься нетрудно – это тебе не лыжи, они не потребуют много силы, и в то же время – спорт, занятия на воздухе»
В Ленинграде, да и в других городах тогда еще не было Дворцов спорта с искусственным льдом, и Мария Ильинична возила Игорька через весь город на каток Измайловского парка, где ребята занимались под открытым небом даже в двадцатиградусные морозы.
Сказать, что Игорь сразу влюбился в фигурное катание, нельзя. Вплоть до седьмого класса ему больше нравились командные виды спорта – волейбол, футбол ( он был даже капитаном школьной команды) Но стал в конце концов одиночником.
Первым тренером Игоря Бобрина была Татьяна Ивановна Ловейко, давшая путевку в большой спорт чемпионке СССР Татьяне Оленевой, чемпиону Европы и мира в парном катании Игорю Лисовскому и другим ныне широко известным спортсменам.
К этому тренеру и привела мама маленького Игоря, Давно это было, но он и сейчас помнит каждую деталь их первой встречи. На льду Игорь увидел какое-то страшное чудо, настоящую Бабу-Ягу – в огромном тулупе, валенках, мохнатой шапке, закрывающей лицо, с метлой в руках. Испуганный мальчик бросился бежать и спрятался под скамейку.
- Игорек, не бойся, выйди. Татьяна Ивановна хорошая, - умоляла мама.
Она действительно оказалась хорошей. Нет, она была просто замечательной – его первый тренер. Мало того, она стала для Игоря его второй матерью.
Ну а что означал ее тот «страшный вид», который так испугал мальчика? Оказалось все очень просто: как же еще мог одеваться тренер, если ей приходилось проводить долгие часы на морозе, самой очищать лед от снега?
Талантливая, умеющая смотреть далеко вперед, Ловейко уже тогда работала вместе с хореографом Еленой Дмитриевной Рожковой, И это во многом определило художественный вкус ее учеников. Татьяне Ивановне Игорь обязан тем, что она научила его свободно двигаться, непринужденно держаться на льду. Она никогда не подавляла своих учеников, не гасила их инициативы, а наоборот всячески поддерживала каждый, даже маленький порыв к творчеству.
Поначалу Татьяна Ивановна ничем не выделяла его среди других своих учеников, Но вскоре она подметила стремление мальчика пошалить, подурачиться на льду. А подметив, помогла Игорю развить эту его черту. Так родился номер «Шалун», который очень полюбился зрителям. И никто не думал тогда. Что пройдет время, маленький шалун вырастет в замечательного спортсмена и покорит своим мастерством мир.
Запомнилась Игорю на всю жизнь его первая победа. Это был день, когда он выполнил норму третьего юношеского разряда, В тех соревнованиях участвовало всего … двое фигуристов – Игорь и его сверстник. Бобрин очень старался хорошо откататься, и действительно, зрители не раз аплодировали юному спортсмену. А вот родители Игоря – Мария Ильинична и Анатолий Павлович, начальник участка одного из строительных управлений Ленинграда, - и брат Володя ничем не выражали своих чувств. Игорь был в недоумении: «Не нравится им что ли, как я катаюсь?» И только после окончания соревнований родители ему сказали, что им просто неудобно было показывать свое восхищение сыном. Итак, Игорь показал лучший результат. Победителя и призера пригласили на пьедестал почету. Первый в жизни пьедестал, на который поднялся Игорь Бобрин. Огромное счастье переполняло мальчика. И так не хотелось уходить.
- Постоим еще, - прошептал он товарищу. - Постоим, - охотно согласился тот. Время шло, пора было ребятам спускаться на землю, но мальчишек словно приморозило к пьедесталу. – Постоим еще, - тихонько сказал второй призер. – Постоим, - радостно поддержал его Игорь.
И кто знает, может быть, в это неповторимое мгновение и родилась у Бобрина жажда больших побед, до которых тогда было еще так далеко. Воспоминания, воспоминания… Сколько их вызвал наш разговор! Много лет прошло с того времени, но и сейчас Игорь с болью говорит о том, как тяжело расставался он ос своим первым тренером Татьяной Ивановной. Расставание было вызвано необходимостью, но разве от этого было легче им обоим?
Новый тренер Бобрина – Игорь Борисович Москвин – уже в ту пору был известным воспитателем фигуристов. У этого глубоко мыслящего педагога было чему учиться. И с помощью Москвина Бобрин делает еще один шаг вперед.
Занимаясь у Игоря Борисовича, Бобрин встретился с человеком, сыгравшим большую роль в его спортивной биографии. Я говорю о Юрии Юрьевиче Потемкине, артиста знаменитого Кировского театра. Он первым научил Бобрина понимать музыку. Стоя за бортиком, Юрий Юрьевич интересно объяснял, что из себя представляет та, или иная мелодия, о чем она рассказывает, что выражает, как ее надо чувствовать.
От этих советов Игорь буквально преображался. Готовя программу, он шел уже не от техники, а от музыки. Теперь он думал не о прыжках, о «сверхэлементах», а о том, как лучше глубже выразить музыку на льду.
- Что судьи? Их всего семь человек. Рассчитывай в первую очередь не на них, а на зрителей , - говорил Игорю Потемкин.
И Бобрин делал свою программу для зрителей, старался передать им все то прекрасное, что несет в себе фигурное катание.
Москвин с одной стороны, Потемкин с другой помогали расти и подниматься вверх своему подопечному. И вот Игорь в сборной. Он выезжает на международные соревнования, он становится любимцем зрителей. Но… никак не может пробиться к пьедесталу. Впереди такие сильные спортсмены – прославленный Четверухин, король обязательных программ Волков, умеющий, когда надо собраться железный Ковалев, замечательный мастер произвольных программ Овчинников.
Неудачи, неудачи…Сколько их было! Перед чемпионатом мира в 1977 года Японии сборная проходила акклиматизацию в Хабаровске, Бобрин готовился с подъемом, Все у него тогда получалось. И вдруг за два дня до отъезда узнает, что он не едет. Ребята улетели в Токио, а он печально смотрел им вслед. И тогда впервые в голову пришла мысль, что зря он, наверное, потратил столько лет на фигурное катание. Зря, зря… С трудом отогнал от себя печальные думы.
Они улетели с Игорем Борисовичем в Москву, а оттуда в Финляндию. Здесь Москвин в течение двух месяцев занимался с местными фигуристами, Вместе с ними тренировался и Бобрин – по 7-8 часов в день. На руках появились волдыри от того, что только успевал шнуровать ботинки. Занятия продолжались час, а затем час перерыва, и на лед выходила новая группа спортсменов и с ней – опять Бобрин.
Как известно, Игоря толстяком не назовешь. И все-таки он сумел за это время похудеть на семь килограммов.
- И откуда только они взялись? – недоумевал Бобрин.
После Финляндии он выиграл финал Спартакиады народов СССР, обойдя всех своих грозных соперников – Волкова, Ковалева, Овчинникова.
Позвонил в Ленинград своей Наташе (жена Бобрина и сестра Юрия Овчинникова Наталья – в прошлом фигуристка, была чемпионкой СССР среди девушек, каталась одно время в паре с Андреем Сурайкиным) и тихо сказал в трубку:
- Я чемпион страны.
- Хватит врать-то, - спокойно раздалось в ответ.
- Не привыкла Наташа к моим победам и не поверила, - улыбаясь, говорит Игорь, вспоминая тот давний разговор с женой.
Ей приходилось трудно во время соревнований: брат и муж выступали одновременно, были соперниками, Она болела за обоих, обоим желала успеха. Но к Игорю от так долго не приходил! Почему? В тот вечер, когда он стал победителем, Игорь долго сидел один. Вспоминал свой путь в спорте, размышлял. И считал, да и сейчас считает, что во всех своих неудачах виноват только он один. Нельзя сказать, что он не умел, или не хотел работать, работал много. Но недостаточно, как считает Игорь. Не так тщательно, как требовалось. Мог потерять секунды, которые потом собирались во многие минуты, на тренировке. А этого делать нельзя. Мешало добиться победы неумение собраться перед соревнованиями, суметь уйти от внешних раздражителей, не обращать на них внимания, не взвинчивать свою тонко настроенную нервную систему.
Бобрин стал чемпионом страны, занимаясь у Игоря Борисовича Москвина. Прекрасный тренер не только научил Бобрина многому, помог овладеть мастерством фигурного катания, но и стал для него, по словам Игоря, вторым отцом.
Но в жизни спортсмена настает такой момент, когда мастерство его перестает расти. Словно стоит на пути стена, и нет сил пробить ее, чтобы сделать еще один шаг вперед. Нужен стимул, чтобы появились свежие силы дл движения. То же случилось с Игорем. И когда тренер увидел это, он сам сказал:
- Если считаешь что так лучше, или к другому, Иди и будь счастлив.
«Другим был Юрий Овчинников. Они начали работать вместе, когда Бобрин тренировался еще у Москвина, Игорь Борисович занимался с ним по обязательной программе, Юрий вел произвольную. В то время и родился их первый маленький шедевр «Паганини» - короткая программа, поставленная с помощью хореографа Николая Ивановича Тогунова.
Овчинников и Тогунов оба озарены вдохновением, оба до крайности увлечены своим делом. Их энергия, их жажда творчества передались Игорю. К этому времени и сам Бобрин изменился. Появились умение держать себя в руках, руководить своими эмоциями, уверенность в своих силах – черты, свойственные большим спортсменам. Игорь стал взрослым.
Юрий Овчинников был ему близок по духу. Они знали друг друга давно, вместе выступали в сборной, и вот судьба свела их так близко.
- Если Татьяна Ивановна была для меня второй матерью, Игорь Борисович вторым отцом, то Юра стал вторым братом,- говорит Бобрин, и в его словах звучит большая любовь и большое уважение к этим трем людям.
Как два ручейка, которые текут где-то рядом, а потом, сливаясь воедино, становятся могучим потоком, объединились эти две яркие творческие натуры. Овчинников поставил себе целью воплотить свои идеи, свое видение фигурного катания в работе с Игорем Бобриным. Как ему это удалось - показал Инсбрук, где к Бобрину пришла победа, Здесь, на альпийском льду, осуществилась мечта Юрия Овчинникова о синтезе высочайшей техники, пластики и музыкальности. Мы увидели в произвольной программе Бобрина весь гроссмейстерский набор – тройной лутц, тройной сальхов (причем со скрещенными на груди руками), риттбергер, флип, аксель. Но не это было главным в выступлении фигуриста. Во всех пяти частях программы он гибко менял ритм скольжения и в своей пластике словно размышлял вместе со зтрителями над безмерной красотой жизни.
… Когда мы встретились с Игорем, победная зима была уже далеко позади, И что же приобрел он в минувший сезон, кроме громких титулов и медалей? Главное – уверенность в своих силах. Двадцать семь лет – серьезный возраст. Он стал зрелым фигуристом, чемпионом Европы, третьим в мире и готов отстаивать то, что завоевал. Готов бороться за новые вершины.
Когда я в тот солнечный летний день пришла к Бобрину, он слушал музыку. Это было что-то необыкновенное по красоте, Зашел Юрий, подсел. Стали слушать вместе, целиком погрузившись в мелодию и , видимо, отыскивая в ней что-то свое, что-то нужное для себя. Такими они мне и запомнились: два увлеченных своим делом молодых человека, которые, я уверена, еще не раз порадуют нас большими творческими победами.

  • spgr.nm.ru

  • ................................................................................................................................................................................................
    д о м о й <<назад