За несколько дней до начала международного турнира по фигурному катания на призы газеты «Московские новости» беседовали два человека – двое из тех завсегдатаев соревнований, кому «заранее известно все».
«Бобрин не выиграет», - говорили они, - Да он уже сделал все, что мог… В 27 лет редко поднимаются на пьедестал… Нет, он не выиграет!..»
Бобрин выиграл.
Хотя в победе Игоря сомневались даже самые преданные его поклонники: слишком неровно выступал. Но при этом каждое выступление вызывало интерес и зрителей и специалистов. Почему? Вот три мнения о Бобрина, высказанные в разное время разными людьми.
«Он испытывает истинное удовольствие от своего катания, Он катается, кажется, не ради победы и аплодисментов, а ради большой идеи, заложенной в программе.», - это сказал Зепп Шонметцлер, руководитель научной группы по фигурному катанию в Штутгарте (ФРГ)
«Даже если он никогда не победит, его нельзя упрекнуть. Он одержал победу иного рода – завладел нашими чувствами. Он всегда остается самим собой»,- слова Екатерины Максимовой, знаменитой балерины Большого театра.
«Он сделал далеко не все, что может сделать, Игорь обладает большим запасом эмоциональных и физических сил, И, как всегда, хочется верить, что самое лучшее – впереди»,- мнение Юрия Овчинникова, известного фигуриста, тренера Игоря Бобрина.
…Показательные выступления фигуристов – участников московского турнира против воли Игоря Бобрина превратились, чуть ли, не в его бенефис: Бобрин под восторженные аплодисменты выходил десять раз и показал, кажется, весь свой репертуар.
Едва он замирал на льду перед началом катания, как в зале устанавливалась захватывающая тишина, все ждали первого звука музыки и первого движения фигуриста. Но когда Бобрин завершал программу, зал продолжал безмолвствовать и осмысливать увиденное и лишь через несколько секунд взрывался овациями.
Так было и в Одессе на первенстве страны, и в Инсбруке на чемпионате Европы этого года, который Бобрин выиграл опять же вопреки прогнозам многих специалистов. Эммерих Данцер, экс-чемпион мира, комментировавший ход соревнований, буквально закричал в микрофон: «Это фантастично!»
Да, в нынешнем сезоне Игорь победил после многих неудач, И в чем же объяснение?
- Он излишне эмоционален, - говорит Юрий Овчинников. - А эмоции – штука опасная, если в ответственный момент не можешь с ними справиться. Игорь долго не мог овладеть своими чувствами. Лишь в этом сезоне, после специальной подготовки, занятий с психологом, он научился управлять собой. Это, естественно, помогло прийти к победе...
Но есть еще одна причина. Быть может, более важная и определяющая в стремлении победить: в этом сезоне Бобрин впервые играл роль лидера команды, а у лидера всегда обостряется чувство ответственности.
И все-таки победа на европейском чемпионате была неожиданной, ведь Игорь проиграл и «школу» и свою коронную короткую программу. Положение спасло лишь блестящее выступление с произвольной композицией. Бобрин покорил зрителей, да, наверное, и беспристрастных судей, прежде всего артистическим катанием, философией своего танца.
Бобрин - поэт на коньках, поэт и в прямом, и в переносном смысле слова. Он пишет стихи. Одно из стихотворений прозвучало на торжественном вечере-прощании со знаменитыми фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым. Он пробует писать рассказы…
Будь это большая произвольная композиция, или шестисекундный показательный номер, катание Бобрина – не просто набор элементов, а поэзия, наполненное содержанием сценическое действие, форма которого совершенна.
Несомненно, на творческий рост Игоря повлияло и содружество с Юрием Овчинниковым, Их сближает многое: умение вести внутренний диалог со зрителем, непрерывный поиск новых форм, наконец, семейные связи. Так что они «родственные» души. А вот манера катания – различна. Овчинников больше строгий классик. Игорю по душе гротеск, изящный юмор, добрая улыбка.
Однако, когда Бобрин выходит на лед, он делается серьезнее. При этом устанавливает со зрителем тот незримый эмоциональный контакт, который позволяет наблюдателям чувствовать и размышлять вместе с фигуристом. Бобрин мыслит движением, жестом. Но он никогда не навязывает своего восприятия, потому что в жизни очень чуток к окружающим. Он не бывает категоричным в суждениях, рассуждает образно, стремится к обобщениям.. Поэтому и как фигурист на льду создает обобщенные образы.
Кстати, программы Бобрина «Паганини», «Футболист», «Одессит» и другие получили эти названия не от их создателей. Их родила молва, зрители, определившие главную тему композиций.
- Происходящее должно говорить само за себя, - говорит Игорь. – Тогда зритель воспринимает все более широко, полно. Иногда, к сожалению, конкретное название мешает. Вот, например, в «Раненой птице», когда название уже «пристало» к программе, многие стали видеть только птицу. А ведь здесь и человек. Здесь обоюдная боль – физическая у птицы и нравственная у того, кто ранил ее…
И все же программы Бобрина мы вспоминаем по названиям. «Ковбой», «Дирижер бала», «Чаплин»… Сколько их!
Игорь повзрослел в катании, посерьезнел. А в жизни? От смятения чувств до взрыва эмоций – такой перепад в его душе бывает часто. Он то замыкается в себе ( это порой выражается оригинально: часами играет в хоккей), то среди друзей до полуночи поет песни под собственный аккомпанемент на гитаре. То не может «отработать» тренировочное задание, то вдруг выполняет его легко, а потом (как будто и не устал) еще озорничает на льду, выделывая фантастические движения, создавая танец, который никому никогда не суждено увидеть. Игорь мучительно думает над строчкой стихотворения, а через мгновение тискает четырехлетнего сынишку, самозабвенно предаваясь игре…
Бывает иногда: разговаривая с Бобриным, вдруг начинаешь чувствовать, что мысли его где-то далеко-далеко.
Где? О чем он думает? Какую музыку слышит?
|