Они договорились сразу: ссориться не будут! Наивный этот договор был заключен шесть лет назад, когда их имена еще не произносили рядом, да и известны они были лишь одному человеку — заслуженному тренеру СССР Татьяне Тарасовой. На международной арене тогда блистал ее дуэт Ирина Моисеева — Андрей Миненков, а на тренировках с ними катался еще один Андрей Букин, пока один, без партнерши.
— Яркая девочка! — так сегодня говорит Тарасова, о своем первом впечатлении при знакомстве с Наташей. И, конечно, не ярко-рыжую головку имеет в виду, а неповторимую индивидуальность, подмеченную в семнадцатилетней девушке. Умела она тогда немного, поэтому сначала подумала, прежде чем согласилась перейти из одиночного катания в спортивные танцы. Андрей умел больше.
— Ну ладно, работайте! — только и сказала Тарасова после короткой церемонии представления и уехала. Надолго. Чемпионат Европы, чемпионат мира, затем длительное турне... Они же остались работать, договорившись не ссориться.
— Слушала его безоговорочно. А он говорил без конца. Катался и говорил — объяснял, учил, показывал, сдерживался, терпел... То, что он дал мне в те дни, — неоценимо! — Наташа вспоминает об этих первых месяцах с явным удовольствием.
Андрей улыбки не может скрыть тоже:
— Кто являлся на тренировку? Этакий вольный человек. Одиночница, которая и представления не имела, что надо делать, что такое пара! Тут без слов было не обойтись. Она же в ответ только смеялась, тоже без конца. И лишь позднее призналась, что от смущения.
Что успели сделать, пока один говорил, а другая смеялась, тренера ошеломило. Тарасова как будто заново переживает радость того открытия:
— Вернулась и поняла: есть пара! Совершенно нового типа, не похожая ни на одну другую. Каюсь, на какое-то время про всех остальных забыла. И сразу начали работать.
Как же горячо заспорили о них специалисты! И неудивительно. Первый танец, что привез этот дуэт на свой первый мировой чемпионат, был не просто неожиданным — принципиально новым. Быстрый, под чаплинскую музыку. Без его движений, но с его характером. И главное — с его, Чаплина, настроением. Тогда уже успели привыкнуть к Моисеевой с Миненковым — паре лирико-драматической. Появилась другая — острохарактерная, подчас гротесковая... Такого дуэта не было. Одни признали безоговорочно. Другие столь же безоговорочно отрицали, но вряд ли было случайностью, что на показательные выступления, которых удостаиваются лишь чемпионы и призеры, был приглашен дуэт, занявший десятое место.
Парой 81-го года назвал тогда Бестемьянову с Букиным председатель технического комитета Международного союза конькобежцев Лоуренс Деми. И оказался прав. Именно в этот год поднялись они на пьедестал почета. Но ему предшествовал восьмидесятый, олимпийский год, очень для них не простой.
Падение на чемпионате Европы, хотя в танцах это явление редкое... Успех на предолимпийской неделе в Лейк-Плэсиде, когда обыграли четвертую пару мира, и... снова падение, уже на олимпийском льду. В итоге восьмое место, которое скептики расценили чуть ли не как срыв.
— Верю в эту пару! — сказала тогда Тарасова, подводя итоги не самого удачного сезона. А они безоговорочно верили тренеру. Настолько, что и мысли не допускали о неудаче. Падения дружно признали случайностью и больше о них не вспоминали.
Но то, от чего по молодости можно было просто отмахнуться, Тарасова анализировала серьезно и кропотливо. Объяснила себе, потом ученикам. Сегодня терпеливо объясняет непосвященному:
— Конечно, танцевать нельзя сосредоточенно, повторяя лишь заученные элементы. Забываться необходимо, иначе какой же это танец. Но ведь на соревнованиях и настроить себя нужно, и собраться, чтобы не потерять чувство льда, партнера, зрителя. Непросто это. Обязательные танцы, например, длятся порой по семь часов, в течение которых приходится выходить на лед трижды — на три минуты. И необходимо привести себя в нужное состояние именно в нужную минуту, для чего и отвлечься вовремя, а если надо, «и уснуть сидя, и проснуться стоя...» Это с опытом дается, его у них не было. Столько хотелось сказать, так много показать, что с собой не справлялись. Отсюда и былые срывы.
Теперь они многому научились. Теперь они мастера. Не только хотят, но и умеют донести до зрителя и мысли, и чувства, и эмоции, которыми научились управлять. Все могут: и вызвать улыбку лирическим танцем, и смех — гротесковым. И заставить замереть зал при исполнении героического танца. Их понимают, потому что, достигнув высочайшего профессионального мастерства, сохранили главное — искренность.
— В своих учениках любишь не только талант. Люблю их за то, что оба открытые, честные правдивые, бескомпромиссные, добрые люди. Я их понимаю, и они меня понимают. Мне с ними легко! — Татьяна Тарасова не скрывает, что о своих воспитанниках может говорить без конца, и как будто не замечает, что начинает противоречить себе же:
— На тренировках редко бываю довольна, как каждый тренер. Достается им немало, ругаю частенько. Случается, и накричать могу, иногда несправедливо... Потом попрошу прощения.
Только ученики с ней не соглашаются:
— А мы! Разве мы всегда справедливы? Обижаемся тоже нередко зря. Ее терпению удивляемся чаще, особенно когда между собой конфликтуем.
Нет, тот давний договор не забыт. Просто на тренировках, как выяснилось, без «рабочих конфликтов» не обойтись. Став взрослыми, они, все могут объяснить сами:
— Пара — это же двое. Каждый не просто со своим характером, но и с сиюминутным настроением, самочувствием. Уловить состояние другого, понять и настроиться с ним на один лад удается не сразу.
Вину за размолвки Андрей берет на себя:
— Иногда приходишь на тренировку и видишь: Наташа бодра, а сам вялый. Она рвется работать, я же чувствую, что задачи, поставленные ею на сегодня, мне не по силам. Молчу. Естественно, ее это начинает раздражать, но сдерживает себя. Вижу, что мучается, но ни за что не сорвется. Потому и оттаиваю. Добрый человек, она сразу идет навстречу и произносит слова-пароль: «Ну скажи что-нибудь!» Значит, простила.
По словам Наташи, дольше пяти минут в ссоре они не бывают. Это предел. С тренером же размолвки и того короче. Просто посмотрят друг на друга — и все.
Теперь становятся понятны слова Тарасовой о том, почему им втроем легко: близкие люди, они в трудностях не нянчатся со своими обидами, ничего не копят и могут взглядом попросить друг у друга прощения...
А трудностей им хватает. И главная — это время, которого не хватает никогда. Растянуть бы сутки вдвое! Впрочем, все равно не хватит: 7—8 часов тренировок летом, когда в институте каникулы. Время самое ответственное — постановка программы. Ищут, мучаются, спорят и, случается, не спят. На тренировку ведь с мыслями приходить надо. А они и по ночам покоя не дают. Прежде чем на лед выйти, танец не только на паркете разучить надо — осмыслить, решить для себя, что же хочешь сказать людям.
Музыка... Ее надо знать практически профессионально. Балетные постановки — это тоже их хлеб.
Хотя зимой льду отдают уже меньше времени — часа три-четыре, день не становится менее плотным. В институте им непросто, этого не скрывают: сборы, соревнования, частые разъезды... Естественно, отстают. Потом приходится догонять. И еще бесконечные примерки — часы выстаивают, но тоже необходимо мириться. А иногда и самой иглу в руки брать, чтобы окончательно костюм подогнать, причем не только себе, но и Андрею что-то подправить.
Сетуя на злосчастное время, вдруг дружно спохватываются:
— Нам на себя не хватает, а тренеру каково? Нас ведь у нее сколько!
Их действительно много. Только в сборной страны еще две пары: Наталья Карамышева — Ростислав Синицын, Елена Гаранина — Игорь Завозин. Рядом молодняк, совсем зеленый... Отношения между ними во многом определяет позиция тренера:
— В нашем виде спорта есть своя опасность: одиночник соревнуется с одиночником, пара — с парой. Не команда, а вроде бы каждый за себя. Только я, как мой отец,— за команду!
Удивительную удалось сколотить ей команду, в которой постоянные соперники на льду ни будней, ни праздников не понимают порознь. И в «Современник», куда она когда-то водила их чуть ли не за руку, теперь бегут уже сами, но опять вместе. Даже ее любимый театр стал их любимым тоже.
Когда-то давно на тренировке появилась молодая эффектная женщина и, подозвав Наташу с Андреем, начала неожиданно объяснять, как Она должна смотреть на Него в том романтическом танце, который тогда репетировали. Вежливо выслушав, они отъехали в сторону, старательно скрывая недоумение: кто такая, почему вдруг решила учить? Сейчас с Мариной Нееловой они видятся часто и ее мнением о каждой своей работе очень дорожат.
...Они выглядели явно усталыми, потому что разговор состоялся поздно вечером, после второй тренировки. Искренность обоих не вызывает сомнений уже после нескольких минут общения. Высоких слов не признают, даже когда говорят о самом сложном, и все-таки во имя чего не месяцы, а годы такого труда, зачастую каторжного?
— Признание публики, аплодисменты, цветы... это, конечно, награда. Но когда в чужом зале видишь, как поднимается вверх наш флаг, понимаешь, что такое счастье!
За считанные годы они поднялись на вторую ступень пьедестала почета европейского и мирового чемпионатов. Верхнюю пока занимают другие: английские танцоры Торвилл — Дин. А фигурное катание — вид спорта особый. С признанными кумирами здесь бороться особенно трудно. Время требуется и терпение.
Мы верим в эту пару. Поэтому подождем.
gazeta-pravda.ru
|