[ новости ] [ фотогалерея ] [ биографии ] [ видео ] [ материалы ] [ Театр ] [ ссылки ] [ гостевая книга ]



К А К   М О Ж Н О  Б О Л Ь Ш Е   У С П Е Т Ь


(Андрей БАТАШЕВ, журнал «Советская женщина» 1983Г)

«Помня Чаплина» – так называлась их одна из первых программ их танцевального дуэта. Наталья Бестемьянова и Андрей Букин вышли на лёд под всем известную бесхитростную мелодию, но эта программа не была повторением знаменитых кинофрагментов. Фигуристы продемонстрировали свой вариант извечного чаплинского сюжета, в котором драматизм обстоятельств открывает в героях способность безошибочно балансировать на грани риска, чтобы помочь друг другу, сохранить достоинство, не изменить сим пусть наивным представлениям о чести. Эта композиция была неожиданностью для зрителей и специалистов. Зрители, правда, удивлены были меньше — публика всегда жаждет перемен — и сразу же отдали свои симпатии Наташе и Андрею. Специалисты были поражены больше: ведь обычно новый стиль в танцах на льду утверждается тогда, когда уходят чемпионы. А в этот раз новички показали новый образ ледовой хореографии, не дожидаясь смены лидеров и не испытывая той робости перед авторитетами, которая вызывает снисходительное сочувствие к дебютантам.
Успех программы «Помня Чаплина» заставил и самих исполнителей по-новому взглянуть на себя.
— До этого я каталась в основном под классическую музыку — вспоминает Наташа, — и не предполагала, что смогу выразить себя в чарльстоне с его почти мультипликационной стремительностью и остроумием. Но оказалось, что наш тренер Татьяна Анатольевна Тарасова лучше понимает меня, нежели я сама. Для моего партнера эта композиция тоже в какой-то степени была сюрпризом. Но он быстрее, чем я, понял и принял ее, а затем помог мне постичь новые образы.
А вот как объясняет успех своих питомцев сама Тарасова:
— Этими фигуристами управляет музыка, и они подчиняются ей, интуитивно избегая всякого наигрыша, имитации чувств. Поэтому к постижению образа они идут кратчайшим путем, поэтому сегодня в их репертуаре самые разные номера— шуточные и романтические, драматические и даже трагические. Вот почему они с такой быстротой смогли пройти путь от новичков до серебряных призеров чемпионатов мира и Европы.
...Наташа Бестемьянова и Андрей Букин начинали свой путь в спорте как одиночки. Наташа встала на коньки в пять лет, Андрей — в семь. В 1976 году на первенстве СССР 16-летняя Бестемьянова заняла четвертое место, но в следующем сезоне была только ... десятой.
— У меня тогда ничего не получалось,— говорит Наташа,— и все казалось окрашенным в черный цвет. Но когда я пришла к Тарасовой и начала заниматься танцами,— все изменилось. И даже черный цвет стал нашим добрым союзником: мы с Андреем любим кататься в черных костюмах, нам кажется, что в них заметнее эмоциональные тона и оттенки программы.
Андрею Букину уже в 12 лет предложили перейти в танцевальную группу. До 1976 года он катался с Ольгой Абанкиной (позже она стала его женой), а с 1977 года выступает с Наташей Бестемьяновой. После первой же совместной тренировки Наташа и Андрей поняли, что времени у них страшно мало: ведь они чересчур поздно объединились в дуэт. Наташе было уже 17, Андрею —20 лет.
— Мы очень спешили,— рассказывает Наташа.— Нам нужно было так много успеть. Особенно мне — ведь я почти ничего не умела в танцах. Должно быть, это выразилось и в стиле нашего катания, в его «спринтерской стремительности». Представить себе, каким ты будешь через год, и постараться стать таким через месяц — вот настроение, с которым мы ежедневно выходили на лед. И сейчас спортсмены стремятся как можно больше успеть. Занятия, которые проводит Тарасова, отличаются чрезвычайной интенсивностью. К концу тренировки фигуристы, кажется, еле держатся на ногах. Но вот Татьяна Анатольевна предлагает Наташе новый вариант исполнения финала, и та мгновенно загорается:
— Включайте скорее музыку... Я сейчас попробую...
Рассудительный Андрей останавливает ее — надо же обговорить подробности.
Но Наташа прерывает партнера:
— Когда мы выходим на поддержку — не имеет значения. Ты меня даже не держи, я сама все сделаю!
— Но ведь упадешь!
— Нет-нет... Только скорее музыку...
Оператор включает магнитофон, и Наташа тут же делает комбинацию сложных, ярких, остроумных движений, которые, кажется, передают не только характер мелодии, но даже тембр солирующего инструмента.
Разумеется, на занятиях тренер чаще всего воздерживается от комплиментов. «Сделай этот элемент двести раз, тогда на двести первый он наверняка получится»,—замечания подобного рода можно услышать от Тарасовой гораздо чаще. Но стоит кому-то из фигуристов получить самую незначительную травму, как она сразу же оказывается рядом, чтобы утешить, поддержать.
— Наташа и Андрей часто мне снятся,— рассказывает Тарасова.— Иногда я вижу во сне их падения и тогда вскакиваю среди ночи. И, конечно же, я все время думаю о них, возможно, поэтому хорошо чувствую их состояние. Если, например, Андрей заболевает, я догадываюсь об этом за день-два... — Как же вам это удается?
— У него глаза светлеют немножко... И на тренировке он уж чересчур старателен, будто борется с недомоганием. Перед соревнованиями очень внимательно слежу за Наташей. Ее порой захлестывают эмоции, и тогда я говорю Андрею, чтобы он «перехватывал» ее движения, предупреждал ошибки. Наташа и Андрей учатся в Центральном институте физкультуры в Москве, на четвертом курсе. Оба они неравнодушны к литературе, только Андрей предпочитает фантастику и приключения, а Наташа — классику. Наташа любит вышивать и готовить «экзотические» блюда. У Андрея, естественно, другие пристрастия, главное из них — рыбалка. И, наконец, Наташа и Андрей очень любят танцевать. Не только на льду, но и в зале и в воображении...
Динамика записанной на пленку музыки вроде бы неизменна. Однако в восприятии Наташи и Андрея это не так. С каждым повторением запись звучит для них все требовательнее, заставляя тратить все больше энергии и эмоций.
Я видел однажды, как после тренировки у спортсменов, казалось, осталось сил только на то, чтобы упасть на колени и в комическом порыве протянуть руки к тренеру, моля о пощаде. Но в этот момент оператор, видимо, уже для собственного удовольствия, включил магнитофон, и Андрей, мгновенно преобразившись, исполнил какой-то пародийный танец, заставив партнершу улыбнуться и забыть об усталости, а меня вспомнить слова Тарасовой о том, что этими фигуристами управляет музыка. В 1981 году Бестемьянова и Букин были четвертыми на чемпионате Европы, а спустя месяц завоевали «бронзу» мирового первенства. Следующий сезон принес им серебряные награды европейского и мирового чемпионатов. Смогут ли они в конце концов завоевать «золото»? Трудно сказать. Время покажет. Но несомненно одно: Наташа и Андрей будут бороться за самое высокое место на пьедестале почета как истинные спортсмены и утверждать свой стиль как истинные артисты.



................................................................................................................................................................................................
д о м о й <<назад