Широкая известность и любовь зрителей пришли к Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину в 1979 году. Помню чемпионат СССР по фигурному катанию в Запорожье. После исполнения произвольной программы публика так бурно и долго аплодировала москви¬чам, будто хотела вызвать их «на бис». В спорте это невозможно. Но я поймал себя на мысли, что с огромным интересом и удовольствием вновь посмотрел бы их танец, чтобы, имея уже яркое впечатление общего, обратить внимание на каждую деталь, маленький штришок, мгновенный жест партнеров.
Я пошел разыскивать Татьяну Тарасову. Хотелось поздравить ее с успехом учеников. После долгих поисков нашел в темном закутке за кулисами, где она заплаканная и радостно-возбужденная принимала поздравления тренеров и журналистов. Вот поди же ты — уж на что заслуженный тренер СССР Тарасова избалована успехами, а тут — слезы. Таков характер у жесткой и требовательной Тарасовой — близко к сердцу принимает победы и неудачи своих учеников.
Было отчего радоваться и Наташе с Андреем. Оказаться четвертыми в таком созвездии, как Н. Линичук — Г. Карпоносов, И. Моисеева — А. Миненков, Н. Карамышева — Р. Синицын и еще нескольких пар высокого международного класса — достижение само по себе высокое. Не будет преувеличением сказать, что всесоюзные чемпионаты танцоров по уровню мастерства участников, по накалу спортивной борьбы не уступают мировым. Но для Бестемьяновой и Букина — натур артистических и творческих — главным все-таки стало признание публики. Им нужен был успех для самоутверждения и признания своего стиля.
Много дискуссий в среде специалистов вызвал в ту пору произвольный танец под музыку из кинофильмов Чарли Чаплина. Легкий и насмешливый, гротесковый и эксцентричный, он поражал неожиданностью и заставил кое-кого засомневаться: «А можно ли так?»
Некоторые судьи и тренеры находили, что танец, поставленный Тарасовой, близок к «шоу» и показательным концертным номерам. Мне же кажется, что в многообразном мире танца есть еще огромные неиспользованные возможности, и каждое новое нестандартное решение можно только приветствовать. Действительно, «чаплинская» композиция способна быть украшением любого ревю, и в то же время она в высшей степени спортивна, технически очень сложна и требует от партнеров совершенного владения коньком.
Тарасова как-то про себя сказала: «Я вместе со своими учениками радуюсь и плачу, разрушаю и создаю, воспитываю их, воспитываю себя, учу и учусь, словом, живу» Да, Тарасова — экспериментатор. Поиск нового естественное ее состояние. Проторенных путей для нее не существует. То, что она в свое время искала и нашла для И. Моисеевой — А. Миненкова, ушло и осталось с ними. А для Бестемьяновой и Букина поиск их стиля идет сейчас и будет продолжаться, ибо этот дуэт раскрылся далеко не полностью.
Я помню Наташу еще одиночницей, ученицей Э. Плинера. И не потому, что она была четвертой на чемпионате страны. Была в этой рыжеволосой озорной девчушке изюминка, что выделяла ее среди сверстниц. Сейчас мы справедливо сетуем на то, что наши одиночницы не имеют своего лица. Бестемьянова составляла исключение. А вот Андрея по прежним выступлениям не запомнил, хотя его можно считать опытным танцором. С первой партнершей — О. Абанкиной — у него что-то не заладилось. Распался тот дуэт. Но Букин оказался упорным парнем. Коньки на гвоздик вешать не собирался и упросил Тарасову тренироваться у нее.
Странные это были занятия — без партнерши под чужую или нейтральную музыку. Букин терпеливо работал, внимательно следил за соперниками, ждал, надеялся. И наступил день, когда на льду оставила первый след новая танцевальная пара.
Наташа, хорошо подготовленная технически, быстро освоила специфику танцевальных шагов, дуг и поворотов. Дуэт стал слитным довольно быстро. А поиск творческого почерка был нелегким. Очень уж разные по характеру молодые москвичи. Андрей — основательный, рассудительный, спокойный. На льду он не конкурирует с партнершей, а помогает полностью раскрыть свои возможности. Наташа — пламень, озорство, экспрессия. Легкая и улыбчивая в жизни. Ее стихия — характерный танец, где есть эффектные сценки, где можно одним жестом или позой выразить целую гамму чувств.
Формула «единство — в противоположности» действительно справедлива. Сошлись лед и пламень и оказалось, что такой сплав не только возможен, но и крепок и, конечно, неординарен. Ни на кого не похожи Бестемьянова и Букин. Ни скольжением, ни пластикой, ни интерпретацией популярных, многими используемых мелодий. Есть у них свой ключик к каждому танцу.
Дебютируя на чемпионате мира 1979 года в Вене, Бестемьянова и Букин заняли десятое место. Учитывая, что некоторые наши дуэты, впервые выступая на соревнованиях такого ранга, сразу попадали в пятерку сильнейших, некоторые специалисты расценили дебют как неудачный. Я не согласен с их мнением. Мы были свидетелями того, как новаторство даже таких выдающихся спортсменов, как Л. Пахомова — А. Горшков, И. Моисеева — А. Миненков, встречало непонимание у части судей. То же самое случилось в Вене. Но уже на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде они поднялись на две ступеньки вверх по пути к пьедесталу. Он еще не рядом, подъем к нему будет все круче, но преодолеть его Наташа и Андрей смогут. Я верю в это.
spgr.nm.ru
|