Изучить эталоны мастерства, в чем-то приблизиться к уровню чемпионов мира стремятся очень многие фигуристы. Но лишь считанным единицам это удается. И чем смелее уходят от канонов исполнители-творцы, тем сложнее их путь.
— Нет! Нет! Снова вы эту дорожку со шпагатами вывели на середину катка! — останавливает учеников Татьяна Анатольевна Тарасова. — А я вас прошу ее вести по диагонали. Прошу еще раз...
«Прошу еще раз». Это легко сказать. Секунд двадцать Наталья Бестемьянова и Андрей Букин молча едут по льду и слушают музыку. Они занимают абсолютно точно выверенное место в 15 метрах от бортика катка и с определенного такта музыки начинают тот же фрагмент, что был раньше. Снова берут бурный разгон. Секунда на полуподдержку, секунда на обводку, секунда на вращение. Потом каскад из трех шпагатов на всю длину катка. Но я рассказываю в сущности лишь о техническом рисунке танца. А ведь в эти же секунды разыгрывается драматический диалог двух любящих, двух гордых людей. Диалог Кармен и Хосе.
Мысль поставить спортивную произвольную программу целиком на музыку Бизе — Щедрина «Кармен» уже сама по себе выглядит типично «тарасовской»: это и дерзко, это и мощно по замыслу. Но это и логично, если вспомнить предыдущие танцы Бестемьяновой и Букина, скажем, «Русскую ярмарку» в прошлом сезоне, скажем, композицию на мелодии Чарли Чаплина в далеком уже 1978 году. И не случайно Наташа Бестемьянова признается, что все предшествующие годы она и ее партнер внутренне, духовно созревали для «Кармен».
Обращение к прославленному произведению ко многому обязывает. На первое место в новом танце учеников Тарасовой выходит сложнейшая драматургия, многообразие интонаций, где ясно прослеживается своеобразие двух партий — Кармен, с ее порывом, с ее необузданными чувствами, с ее самопожертвованием, и Хосе, с его преданностью, с его сомнениями, с его стоической выдержкой.
Еще год назад Наташа и Андрей вместе с Тарасовой начали обдумывать замысел будущей программы. Перечитывали произведения Проспера Мериме. Знакомились с испанской живописью. Ходили на балетные спектакли и все увиденное пропускали через призму будущего танца.
Комментарий заслуженного тренера СССР Татьяны Тарасовой:
- Четырехминутный произвольный танец мы рассматривали как маленький спектакль с единой сюжетной линией — с завязкой, кульминацией и развязкой. Все диктовала единая музыкальная тема. На мой взгляд, танец этого типа демонстрировали четырехкратные чемпионы мира Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Только идеальная техническая оснащенность может сопутствовать этому решению, и, наверное, поэтому столь сложное направление избирают пока лишь лидеры спортивных танцев на льду...
Скажем прямо, впечатление от «Кармен» Бестемьяновой и Букина неизгладимо. Я был свидетелем того, что на тренировку к Тарасовой приходили многие ее бывшие ученики — известные фигуристы Татьяна Войтюк, Наталья Карамышева, Ростислав Синицын, Игорь Завозин. Они смотрели несколько раз подряд фрагменты новой программы, но интерес к танцу не ослабевал. «Кармен», полная динамики, острых и неожиданных коллизий, держала всех в напряжении.
Педагогика Тарасовой (а она посвятила тренерскому делу 17 лет жизни) — своеобразна. В ней надо искать истоки таких программ, как «Кармен».
— Мой отец Анатолий Владимирович в свое время говорил мне: «Татьяна, ты должна проводить занятие, так, словно это твоя последняя в жизни тренировка! Не жалей себя...».
В этом, пожалуй, и суть метода Тарасовой. В программах, поставленных за последние годы, проявились лучшие качества, как постановщика — Тарасовой, так и исполнителей — Бестемьяновой и Букина, серебряных призеров Олимпиады в Сараево, чемпионов Европы.
— Один из принципов в нашей работе над спортивным танцем — постоянный поиск «через не могу», — подчеркивает тренер, — Исполнители добиваются успеха, преодолевая любые неудобства — технические, физические, психологические. Программы исполняются подряд на многих, тренировках, и после этого труда фигуристы с еще большим темпераментом танцуют, воплощая задуманный образ...
Тарасова работает восьмой сезон с Бестемьяновой и Букиным. Четыре последних года этот дуэт неизменно в числе призеров мировых чемпионатов. Но дело не только в стабильности мастерства лидеров нашей сборной. Главное в том, что и ранее, и тем более теперь дуэт остается верным своему гене¬ральному направлению — он трактует свою программу как цельное и единое произведение со сквозным действием, с оригинальным пластическим решением. Он не боится выйти за рамки общепринятых канонов и убеждает судей и зрителей: да, это единственно верное решение! И, думается, наш зритель любит фигуристов именно за эту верность своему стилю, верность танцу, который всегда звенит, как струна...
sovsport.ru
|