Последняя пара лет у многократной чемпионки мира и Европы, победительницы Олимпийских игр Натальи Бестемьяновой выдалась богатой на юбилеи и праздники: в прошлом году Наташа и ее муж Игорь Бобрин с размахом отпраздновали серебряную свадьбу — 25 лет совместной жизни, потом отмечали день рождения Игоря — 55 лет, тоже красивая дата. А теперь и сама Наталья готовится к юбилею — 6 января ей исполняется 50 лет.
«Я обожаю свой день рождения, может быть, потому, что в детстве никогда его особенно не отмечала, в семье спокойно к этому относились, — вспоминает Наташа. — Жили мы довольно скромно, поэтому подарков никто мне не дарил. Ну мама, конечно, пирог испечет, и все. А вот когда стала старше и начала праздновать, то как ребенок радовалась любому подарку. Однажды в этот день я оказалась в Америке, в Нью-Джерси, и без Игоря, поэтому чувствовала себя немного грустно. И вдруг пошел снег — удивительно красивый, медленно падающий огромными хлопьями. Для Нью-Джерси снегопад большая редкость. Мои друзья смеялись, что я из Москвы им погоду привезла, а для меня это был своеобразный подарок».
Предстоящий же юбилей и круглая цифра Бестемьянову не очень тревожат.
«Мой возраст пугал меня
ужасно в 17—18 лет. Тогда я только что перешла из одиночниц в танцы, по сути дела, заново начала спортивную карьеру, что, в общем, поздновато. Страшно было, что мы с Андреем не успеем добиться успеха. А потом дала себе такую установку: не думать, сколько мне лет. Потому что как только начинаешь на этом зацикливаться, тут и возникают проблемы, здоровье подводит, старые спортивные травмы о себе напоминают. А мыслить надо правильно. Хотя сейчас чем ближе к юбилею, тем четче понимаю, какую дату предстоит отпраздновать. Сама не рада, что затеяли все это. Но что делать — идем до конца», — смеется Наташа.
Всего лишь один или два дня рождения она провела с мужем дома. В рождественские каникулы театр всегда на гастролях, а последние несколько лет — обязательно в Киеве.
«Решили, что надо и в Москве такую же традицию создать. В прошлом году в Ледовом
дворце на Ходынском поле впервые дали три представления для детей. Раздали много бесплатных билетов в детские дома — такие теплые письма потом получали с благодарностью. И спектакли прошли с большим успехом. В этом году я снова пришла к руководству «Ходынки» договариваться о новых выступлениях. «Давайте и дальше сотрудничать, — говорю. — У меня, правда, еще и день рождения выпадает на эти дни, круглая дата. Может, в честь этого нам стоит дать спектакль и для взрослых?» А мне отвечают: «Знаете, а вам гораздо легче получить наш зал на льготных условиях под юбилей, чем только под детские благотворительные представления». Цинично, конечно, но что делать? Пришлось устраивать юбилей».
Вся подготовка этого празднества целиком и полностью легла на плечи Игоря.
«Наташа сейчас очень
волнуется, — рассказывает он — Я же пока абсолютно спокоен. Если мы вдвоем будем нервничать, у нас ничего не получится. Поэтому пускай уж она свое отпереживает, успокоится, придет к определенному знаменателю, тогда я начну истерить».
С подарком супруги тоже уже определились. «Игорь очень давно мечтал о постановке «Кармен», — говорит Наташа. — А для нас с Андреем это любимая тема. И когда корейские партнеры предложили подумать над концепцией спектакля, мы все моментально загорелись этой идеей. Игорь несколько месяцев буквально жил работой. Если я начинала говорить, как вижу ту или другую сцену, он просто впадал в ступор и обрывал меня: «Либо ставлю я, и тогда ты ко мне не лезешь, либо можешь отдать это кому-то другому, я не обижусь». И получился просто выстрел в десятку. В этом спектакле столько всего придумано им, сымпровизировано… И живой оркестр,
и профессиональные оперные певцы, и рисунок танца, и свет — настоящая феерия! То есть к концу моей танцевальной карьеры я получила фантастическую роль, которая затрагивает все, что во мне есть. Когда сыграли премьеру, пришла домой и сказала: «Игорь, большего подарка к моему юбилею я не хочу, ты мне его уже сделал».
А вот празднование серебряной свадьбы в прошлом году практически целиком организовала Наташа. И это стало ее подарком Игорю.
«Я, как говорится, подарила Игорю себя, — шутит она. — Мне же было куплено роскошное кольцо с бриллиантом, о котором я давно мечтала. Даже как-то неудобно им хвастаться. Отмечали дома, накрыли большие столы. И поскольку такую дату никто не пропустил, обещали подтянуться все наши друзья, то я испугалась, что не
справлюсь, пришлось нанять повара. Посидели замечательно. Это, как обычно, благодаря Игорю. Он у нас душа компании. Но устала я здорово. Хотелось же хорошо выглядеть, нарядиться, туфли на каблуках надеть — так на следующий день из-за этих каблуков я ходить не могла. Да еще выпила больше своей обычной нормы. Я с алкоголем очень на «вы» и, как правило, пью не больше бокала красного вина, а тут как можно было не выпить в такой праздник?»
Вся жизнь Игоря и Наташи уже много лет связана с Театром ледовых миниатюр, который 23 года назад придумал и возглавил Бобрин. А начиналось все в 1983 году с ледового шоу «Все звезды». Игорь вместе с другими фигуристами, так же, как и он, закончившими спортивную карьеру, объединились и три года ездили со своими выступлениями по стране.
«Я
мужа практически не видела, — вспоминает Наташа. — Но потом ему стало там скучно, тесно — сколько можно выступать с одними и теми же сольными программами? Игрою хотелось настоящей творческой работы, хотелось двигаться дальше, и ребята его поддержали, выбрали художественным руководителем проекта». Но тут вмешалась судьба в лице Татьяны Анатольевны Тарасовой, которая тоже стояла у истоков создания театра. За спиной Игоря Бобрина и других участников шоу она прошлась по соответствующим инстанциям, после чего художественное руководство поручили ей. «Игорь объясняться не стал — это не в его характере. Он просто ушел, а за ним ушла половина ребят, которые верили в его творческий потенциал. Другая половина осталась работать с Тарасовой, но ее театр просуществовал недолго, все быстро развалилось. Надо отдать
должное Татьяне Анатольевне. Она нашла в себе силы извиниться, причем сделала это во всеуслышание: «Я была не права, сделала глупость». Но это произошло через много лет. А тогда сложности возникли не только у Игоря, которому требовалось с нуля организовать новое дело.
В непростой ситуации оказалась и Наташа. Дело в том, что Тарасова в то время не просто тренировала Бестемьянову и Букина, она готовила пару к решающим Олимпийским играм в Калгари.
«Хотя мы с Татьяной Анатольевной вообще не говорили про Игоря, работать стало очень тяжело. Как будто что-то неподъемное висело между нами. С Андреем у нас тоже разладились отношения. Татьяна Анатольевна тянула его на свою сторону, а мне, конечно, хотелось, чтобы после Олимпиады мы вместе ушли к Игорю. Ну как я без Букина? Пыталась под всех подладиться, но нас раздирало в
разные стороны. Переживала я тогда ужасно. На нервной почве стала плохо спать, на соревнованиях часто падала, выполняя даже несложные элементы. Помогла Ольга Борисовна Козлова, наш психолог. Она сказала мне две очень важные фразы, которые помню до сих пор: «Ты, Наташа, никому ничего не должна, потому что у тебя есть своя жизнь. И когда ты уйдешь из спорта, спокойно будешь жить, как все нормальные люди». И я начала оглядываться по сторонам, увидела, что люди вокруг ходят в театр, общаются и получают удовольствие просто так, а не потому, что выиграли медали». (Смеется.)
Но свое олимпийское «золото» Наташа и Андрей все же выиграли, несмотря ни на что. А после Калгари победили еще и на чемпионате мира в Будапеште. «Татьяна Анатольевна с нами не поехала, она легла в больницу. Думаю, что изначально нас уже списала. Но
мы-то себя, наоборот, запрограммировали на победу, хотя и выступали без тренера. Ситуация сложилась просто анекдотическая, потому что в ожидании оценок рядом находилась Бетти Кэллауэй, тренер наших, в прошлом, соперников Джейн Торвилл и Кристофера Дина — мы сами ее об этом попросили».
Закончив выступать в большом спорте, Наташа, естественно, пошла работать в Театр ледовых миниатюр к мужу. А вот ее бессменный партнер Андрей Букин выбрал для себя другой путь.
«Он решил, что больше кататься не будет. Работал в спорткомитете, девять месяцев бумажки перекладывал. Первое время мне без Андрея было очень трудно, а потом я себя заставила собраться, начала кататься с другими партнерами и где-то через полгода привыкла обходиться без Андрея. Вернулся он неожиданно, для меня во
всяком случае. Мы собрались на репетицию перед гастролями, и Игорь мне вдруг сказал: «Сегодня придет Андрей. Он теперь работает в нашем театре». Я дар речи потеряла. Но самое интересное, что, когда мы с Букиным вышли на лед, не было ощущения этих девяти месяцев. Ничего не забыли, моментально раз — и начали кататься».
Естественно, что после стольких лет партнерства Андрея и Наташу связывают очень теплые дружеские отношения, а с недавних пор они еще и соседи. Загородный дом Андрея и его жены Лены расположен недалеко от резиденции Игоря и Наташи. «Все перипетии жизни Андрея происходили на наших глазах. Его вторую жену Лену я знала практически с детства, когда она только начала кататься. Теперь Лена Васюкова — солистка нашего театра. Их отношения с Букиным начинались примерно в то же время,
что и мой роман с Игорем. Переживала и за них, и за Олю, бывшую жену Андрея. С ней мы до сих пор прекрасно общаемся, созваниваемся. Осуждать никого не хочу. Что делать, это жизнь».
За четверть века семейной жизни самой Наташи им с Игорем, по ее словам, почти удалось избежать пограничных ситуаций. «Я могу, конечно, завестись. Скажу что-то сердитое или чересчур эмоционально буду доказывать свое, но сложные времена в нашей семье мы проехали. Хотя они были и все могло плохо закончиться. А началось все с того, что 13 лет назад я вынужденно взяла на себя обязанности директора в нашем театре. Игорь мне сам сказал: «Если ты не возьмешь все в свои руки, мы погибнем». Он, как человек творческий, абсолютный донкихот в делах. А я тогда почувствовала, что за моими плечами театр, судьбы людей. Было трудно это начинать, тем более
что я по-прежнему много каталась. Но стала ходить по кабинетам, занималась организацией гастролей, решала огромное количество самых разных вопросов. Не хватало сил, нервов, не успевала переключиться на творчество. Меня просто захлестнула эта ответственность, я оставалась директором 24 часа. И весь негатив домой несла, командные нотки появились в голосе. Игорь мне тогда сказал: «Знаешь, ты либо прекращай так себя вести, либо уходи из директоров». И я как-то смогла взять себя в руки, потом и опыт пришел. Сейчас все гораздо спокойнее. А главное, есть результат. Театр – на подъеме, мы занимаемся любимым делом, гастролируем по всему миру и, где бы ни выступали, всегда аншлаг и успех. Значит, есть чувство уверенности и стабильности. Франция, Швейцария, Испания, Андорра, Латинская Америка, Австралия,
Румыния, Южная Корея – там нас ждут в ближайшие полгода. Жизнь, конечно, непростая, но мне необходим этот сумасшедший темп и напор. Именно такая жизнь мне и нужна»
|